Найти тему

Почему в компаниях важно иметь должностные инструкции: рассказываем на примере одного сервиса

Этот локальный нормативный акт не является обязательным документом. Может быть поэтому у многих руководителей нет понимания для чего тратить время на составление инструкций для сотрудников. Есть еще и другой вариант, инструкции либо скачиваются из интернета, либо перепоручаются кадровому работнику. А ведь кадровик не способен и не должен глубоко вникать во все процессы, происходящие в компании. Значит и к написанию должностных инструкций подойдет скорее всего формально. О том, как создать должностную инструкцию, которая станет помощником руководителю, расскажет Юлия Разумная, директор по направлению охраны труда.

Польза от создания этого документа есть не только для работодателя. Инструкция ведь пишется и для работника. Но, ведь функциональных групп в одной компании обычно несколько, как правильно учесть специфику по каждой должности? Кто должен участвовать в подготовке этого ЛНА?

- Главное понимать цель создания данного документа. Ведь для решения формальных вопросов он не нужен. Однако наличие правильно составленной должностной инструкции решает ряд достаточно важных вопросов, начиная от взаимодействия с сотрудником, заканчивая обеспечением безопасных условий труда. Например, именно должностная инструкция будет использована при подготовке инструкций по охране труда, карт оценки профессиональных рисков. Данные документы крайне важны для создания безопасных условий труда для работников и могут сэкономить немало сил и средств для работодателя в будущем. По этой причине именно руководитель должен заниматься подготовкой ДИ, ведь именно он знает все тонкости производственного процесса и может составить максимально корректный документ.

Должностная инструкция как приложение к трудовому договору – это прекрасный инструмент регулирования трудовых отношений между работодателем и сотрудником. На нее может опираться руководитель, когда возникает необходимость попрощаться с работником, нарушающим трудовую дисциплину или не соответствующим обозначенной квалификации. Значит работник должен четко понимать, каков его круг обязанностей. Поэтому очень хотелось бы, чтобы инструкция была написана простым и понятным для каждого сотрудника языком. А как определиться с набором функционала? Как сделать его максимально актуальным и корректным?

- В процессе подготовки ЛНА по охране труда для одной крупной производственной компании, мы провели глубокий анализ деятельности клиента. Для этого, в рамках основных мероприятий, детально опросили руководителей и специалистов производственников для определения всех особенностей выполняемых функций и возможных рисков для работников. Именно эти подробные разговоры помогли нам собрать объективную оценку условий труда, дали понимание производственных процессов. Например, выяснилось, что технология работы с оборудованием на некоторых участках изменилась. А помогли понять и корректно описать этот процесс именно работники, непосредственно с ним связанные. Собранные материалы в дальнейшем стали основой не только инструкций по ОТ, но и были переданы в отдел HR для написания должностных инструкций по рабочим профессиям.

Наличие должностной инструкции обязательно прописывается в договоре. Работник не только должен расписаться при ознакомлении с документом, лучше всего если на руки он получит копию, чтобы при необходимости освежить свою память. Каждая компания сама может решать, как оформлять должностные инструкции. Образец, отраженный в ГОСТ Р 6.30-2003 указывают обычно в качестве рекомендации. Какие важные составляющие можно выделить в инструкции?

- Достаточно часто возникает ситуация, при которой в компании могут работать сотрудники с одинаковым названием должности, но различным функционалом и возможно даже квалификацией. В таком случае именно корректно составленная должностная инструкция позволит зафиксировать отличия и формализировать различия в формировании оплаты труда (премий, надбавок и прочего). Но, как я говорила ранее, только непосредственный руководитель может обозначить все тонкости функционала и подготовить действительно релевантный документ. В качестве примера, изучите две представленные ниже должностные инструкции, которые как раз демонстрируют работу руководителя направления. При общем сходстве круга обязанностей, четко выделены и различия, который позволили по-разному оценить труд двух специалистов в одном отделе.

#бридж групп #охрана труда #безопасность #работа с персоналом #закон #трудовой кодекс #должностная инструкция