(Цикл поэтических статей к 350 летию Петра I.)
"В дни святок каждая мамаша
«Справляла» после Рождества
Казачий праздник – «Бабья каша»,
Как знак признанья мастерства
Станичной бабки повитухи;
И шли к ней мамы – «молодухи»,
Несли гостинцы и вино –
«Гулять», раз так заведено.
Веселье плещет по станицам:
Все святки – радость Рождества;
Оно в бурленье естества
Течёт по венам и по лицам.
Вот – песни, танцы и галдёж:
В курень собралась молодёжь.
Собрались в зале, там, где печка,
В кружочек – руки пред собой.
В ладошках «лодочкой» колечко
Лежит у девушки одной.
Она по кругу чинно ходит
И всем меж «лодочек» проводит.
Ей норовят взглянуть в лицо –
Кому же упадёт кольцо
В ладошки тихо, незаметно?
Вот возглас: - «Ты, моё кольцо,
Скорее выйди на крыльцо!»
И парень вышел в круг ответно:
Он будет с нею танцевать
И нежно в губы целовать!
Причудливы зимы порядки
В коротких святочных деньках:
На хуторском пруду ребятки
Скользят на санках и коньках
Из дерева, с полоской жести –
Не устоять на них на месте.
А взрослые с крутой горы
Мчат, под восторги детворы,
По склону в яр, в санях «отчайно»
И валятся с размаху в снег –
И в облаке искристом смех,
И жаркий поцелуй случайный.
Визг, хохот, шутки до темна –
Не нужно водки и вина!
Всё ближе, ближе «щедрый вечер».
Весь день домашние снуют.
Обычай древний жив и вечен –
Для ряженых костюмы шьют;
Чтоб молодёжь надела маски,
Похожие на нечисть в сказке;
Чтоб зло ушло из всех дворов,
Сгорело в пламени костров,
Что разожгут на перекрёстке.
В них «спалят» куклу – «дедуха»
Как символ злости и греха.
И в каждом взрослом и подростке
Желанье – все грехи стряхнуть
В огонь и жар перемахнуть." (из моего романа "Переволока")