Найти тему

Характеристика общения

1.1. Понятие «общение»

Как пишет А. И. Волкова (2007), в психологии отсутствует общепринятое опреF

деление общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее

на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит

следующее безымянное определение: «Общение — это “сложный и многогранный

процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодейF

ствия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг

к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживаF

ния и взаимного понимания друг друга”» (с. 50–51).

Общение как коммуникация. В англоязычной культуре слова «общение» нет,

есть только слово «коммуникация». Поэтому в зарубежных публикациях речь

идет только о коммуникативных процессах, и для наших читателей неизбежно возF

никает синонимичность понятий «коммуникация» и «общение». В нашем же языке

эти понятия могут иметь различный смысл. Как отмечает В. И. Фефелова (2007),

в слове «общение» заложен более личностный, духовный контакт партнеров, а «комF

муникация» предполагает более деловую, рациональную смысловую направленF

ность взаимодействия субъектов. Автор полагает, что общение — «это то, что в нашем

восприятии непосредственно связано с культурой и духовностью, с произведениF

ями русских классиков (А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.),

с неформальными отношениями людей» (с. 34).

Конечно, духовность может присутствовать в процессе общения. Ну а если ее

нет? Следует ли из этого, что тогда нет и общения и процесс взаимодействия люF

дей превращается в коммуникацию?

Я полагаю, что соотношение между этими понятиями другое, а именно — отноF

шение общего (коммуникация) и частного (общение). Не все виды коммуникации

являются общением, но любое общение является частным видом коммуникации.

Общение — это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых

живых существ, в том числе — для человека. Под коммуникацией понимается связь,

взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим сиF

стемам, и взаимодействию человека с машиной, и взаимодействию людей. ПоследF

ний вид и относится к общению. При взаимодействии людей коммуникация поF

лучает новое качественное содержание.