1.1. Понятие «общение»
Как пишет А. И. Волкова (2007), в психологии отсутствует общепринятое опреF
деление общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее
на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит
следующее безымянное определение: «Общение — это “сложный и многогранный
процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодейF
ствия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг
к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживаF
ния и взаимного понимания друг друга”» (с. 50–51).
Общение как коммуникация. В англоязычной культуре слова «общение» нет,
есть только слово «коммуникация». Поэтому в зарубежных публикациях речь
идет только о коммуникативных процессах, и для наших читателей неизбежно возF
никает синонимичность понятий «коммуникация» и «общение». В нашем же языке
эти понятия могут иметь различный смысл. Как отмечает В. И. Фефелова (2007),
в слове «общение» заложен более личностный, духовный контакт партнеров, а «комF
муникация» предполагает более деловую, рациональную смысловую направленF
ность взаимодействия субъектов. Автор полагает, что общение — «это то, что в нашем
восприятии непосредственно связано с культурой и духовностью, с произведениF
ями русских классиков (А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.),
с неформальными отношениями людей» (с. 34).
Конечно, духовность может присутствовать в процессе общения. Ну а если ее
нет? Следует ли из этого, что тогда нет и общения и процесс взаимодействия люF
дей превращается в коммуникацию?
Я полагаю, что соотношение между этими понятиями другое, а именно — отноF
шение общего (коммуникация) и частного (общение). Не все виды коммуникации
являются общением, но любое общение является частным видом коммуникации.
Общение — это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых
живых существ, в том числе — для человека. Под коммуникацией понимается связь,
взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим сиF
стемам, и взаимодействию человека с машиной, и взаимодействию людей. ПоследF
ний вид и относится к общению. При взаимодействии людей коммуникация поF
лучает новое качественное содержание.