Найти тему
ГОЛОС СОВЕСТИ

Таможня отменяет добро

Автор: Ирина Соломатина

Ранее наше издание уже сообщало анекдотичную историю об авиалайнере, «сбежавшем» из Международного аэропорта Шереметьево.

По мнению Шереметьевской таможни, воздушное судно афганской авиакомпании, выполнявшее рейс из Москвы в Кабул, в ночь на 29 декабря 2020 года самовольно покинуло территорию аэропорта без разрешения на убытие, и тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 16.1 КоАП РФ, ответственность за которое предусматривает баснословный штраф кратный от ½ стоимости транспортного средства. Поэтому в отношении авиакомпании было возбуждено административное производство, воздушное судно, совершившее «злостное» правонарушение, арестовано.

Химкинский городской суд стал на сторону национального афганского авиаперевозчика и 30 апреля 2021 принял решение производство по делу об административном правонарушении в отношении авиакомпании «Ariana Afghan Airlines» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, арест с авиалайнера снять. В то же время в действиях сотрудника Шереметьевской таможни при проведении процессуальных действий было выявлено значительное количество нарушений.

Постановление Химкинского городского суда в мае 2021 года вступило в законную силу, в связи с чем самолёт после длительного простоя в Шереметьево был отпущен на свободу и улетел в Кабул. Вот уж действительно начнешь верить в справедливое и беспристрастное правосудие. Но в нашем случае справедливость длилась недолго.

И в августе (после значительного пропуска процессуальных сроков на подачу апелляции) таможенная служба, не привыкшая так легко сдаваться, решение обжаловала. 19 октября 2021 года судья Московского областного суда жалобу начальника административных расследований Шереметьевской таможни удовлетворила, постановление судьи Химкинского суда отменила, а дело возвратила на новое рассмотрение.

Отступая от нашей истории, поинтересуюсь у наших читателей, не доводилось ли им когда-нибудь подавать жалобу, когда сроки уже были пропущены. И насколько охотно в этом случае суд принимал документы к рассмотрению? Лично мне пришлось очень попотеть, чтобы восстановить пропущенные сроки, несмотря на имеющуюся реальную уважительную причину.

Но Шереметьевская таможенная служба в качестве «уважительной причины» подачи жалобы с опозданием почти на четыре месяца, сослалась на то, что просто «не успели» и на пандемию COVID-19. Суд причину посчитал вполне уважительной, и заявление к рассмотрению принял.

Весьма странным выглядит тот факт, что спустя несколько месяцев после завершения судебного разбирательства и вступления постановления суда в законную силу, а также возврата арестованного самолета на родину, когда, казалось бы, в деле поставлена жирная точка, машина правосудия развернулась на 180 градусов именно в тот момент, когда в Афганистане произошел государственный переворот. Возможно, конечно, что это случилось вследствие случайного стечения обстоятельств.

Очевидно, что соперничать в суде с ослабленным оппонентом гораздо легче, а показательная судебная практика, складывающаяся по афганским авиалиниям, существенно облегчит наказание и других иностранных авиакомпаний.

Как пояснили в московском представительстве афганских авиалиний, арест самолета в Шереметьево фактически лишил Афганистан половины воздушного флота, так как на момент ареста в парке авиакомпании было всего два исправных авиалайнера. Причем только арестованное судно имело допуски на выполнение рейсов в Дубай и города Турции. В период ареста самолёта Шереметьевская таможня фактически лишила Афганистан возможности авиасообщения с целыми странами.

После снятия ареста с самолета на основании постановления Химкинского городского суда, он участвовал в важнейшей социальной миссии, связанной с выполнением перевозок пассажиров, в основном пострадавших граждан Афганистана, внутри страны и за её пределы в период жесточайшего гуманитарного и экономического кризиса.

Сложившаяся ситуация порождает ещё один юридический парадокс, не поддающийся логическому объяснению. Так, первоначально самолет был признан предметом административного правонарушения, в связи с чем и арестовывался, так как суд, кроме наложения штрафа мог его конфисковать. С принятым судом решением Шереметьевская таможня согласилась и не стала его обжаловать в установленные сроки, в связи с чем оно вступило в законную силу, и самолёт правомерно был отпущен на родину.

Однако после того, как таможня передумала и подала опоздавшую апелляционную жалобу, при странной отмене судебного акта в апелляции и направления дела на повторное рассмотрение, самолёт снова стал юридически считаться предметом административного правонарушения и, как и при первом рассмотрении дела, должен находиться в арестованном состоянии.

В то время, как Шереметьевская таможня продолжает административное преследование единственного национального авиаперевозчика Афганистана, Президентом России Владимиром Путиным, который не мог безучастно наблюдать за гуманитарным и экономическим кризисом в Афганистане и страданиями афганского народа, принимаются меры по их поддержке, на регулярной основе направляются гуманитарные рейсы в Кабул, а также осуществляются призывы мирового сообщества оказать посильную помощь пострадавшим гражданам.

Складывается такая ситуация, когда на уровне первых лиц государства ведётся политика по поддержке пострадавшего государства, а Шереметьевская таможня, в противовес данной политике, ещё больше усугубляет положение многострадального народа, повторно инициируя преследование добросовестной авиакомпании, несмотря на то, что точка в этом деле уже давно поставлена.

Напомним нашим читателям, что весь сыр-бор с афганским авиалайнером возник в связи с тем, что представитель авиакомпании подал в Шереметьевскую таможню генеральную декларацию для проставления таможенных штампов лишь за несколько минут до начала буксировки самолёта, выполняющего вывозной рейс в Кабул из аэропорта Шереметьево в декабре 2020 года. Сотрудник таможни отказался проставить эти штампы, при том, что никаких претензий ни к документам, ни к перевозимому грузу не было, лишь на том основании, что документы были поданы, по мнению таможни, слишком поздно.

Недоумение вызывает тот факт, что последствием таких формальностей явился арест всего самолёта и потенциальные штрафы, исчисляемые в сотнях миллионов рублей. Логичными были бы такие последствия, если бы действительно воздушное судно использовалось для перевозки контрабанды или каких-либо запрещённых товаров и речь бы не шла о формальностях, заключающихся в считаных минутах, когда документы по вылету попали на стол к таможенному инспектору.

Кроме того, если бы вменяемое нарушение действительно имело какие-то серьёзные основания, то инспектор таможни, зная, что воздушное судно неспешно двигается по рулёжной дорожке в направлении к взлётной полосе, могло бы через диспетчерскую службу аэропорта запретить взлёт и вернуть самолёт на стоянку.

После взлёта самолет более 3-х часов находился в воздушном пространстве до пролёта таможенной границы ЕАЭС, соответственно у таможенных органов было достаточно времени для того, чтобы через службу управления воздушным движением развернуть самолёт, который незаконно, по мнению таможни, вылетел из Шереметьево.

Решение есть

Однако, несмотря на всю сложность ситуации, решение все же есть.

Михаил Кудрявцев, генеральный директор ООО «Правовой Мир», оказывающего юридические услуги по защите «Ariana Afgha Airlines» предлагает «предусмотреть в нормах таможенного законодательства ЕАЭС и национального законодательства о таможенном деле обязательность проведения таможенного контроля с участием должностных лиц таможни в местах стоянки убывающих за границу воздушных судов в целях совместного проведения контрольных мероприятий с пограничными органами и координации действий с ними».

Также, Михаил Кудрявцев отметил, что необходимо, «обеспечить реальное оперативное взаимодействие таможенных органов с иными службами аэропорта, в том числе с диспетчерской службой органов организации воздушного движения».

Для обеспечения соразмерности содеянного авиакомпаниями правонарушения и последствий для государства предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в ч. 1 ст. 16.1 КоАП, предполагающее исключение описанного выше случая из данной статьи, и выделить убытие авиакомпаний без получения штампа от государственного контролирующего органа в самостоятельный состав правонарушения, с назначением фиксированного штрафа и без возможности конфискации воздушного судна.

Выходит, решение есть, осталось только принять соответствующие меры. Ну, и, конечно, не терять веры. А мы и не теряем.

И даже несмотря на то, что перспектива призвать к совести таможенную службу вызвала веселый смех у ее представителя, наше издание верит, что справедливость восторжествует, и сотрудники государственного контрольного органа в своих действиях в первую очередь будут руководствоваться принципами: законности, обеспечения прав, свобод и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности и лиц и т.д.

В противном случае, не ровен час, и перевозчики, прослышав про негласную практику назначать огромные штрафы (кратные от 1/2 до трехкратного размера стоимости транспортного средства с возможной конфискацией) за отсутствие штампа в декларации, в Шереметьево будут летать на самых дешевых авиалайнерах.

Правда, о безопасности пассажиров в этой ситуации говорить уже не придется. Но, как говорится: «Первым делом, первым делом самолеты, ну а …» о пассажирах мы подумаем потом.

#россия #самолет #справедливость #суд #штраф #интересные факты #история #афганистан #шереметьево #авиация