«Человеческая психика не выдерживает напряжения, связанного с некоторыми формами близости, поэтому, по большей части, жить в обществе – значит играть в игры». Эрих Берн
Вы или живете в подлинности, либо играете, третьего не дано
За свою жизнь человек учится играть более ста ролей: родителя и супруга в семье, руководителя или подчиненного на работе, пассажира в общественном транспорте, покупателя в магазине, болельщика на стадионе… Играя разные роли, мы воздействуем на людей, с которыми вступаем в отношения, и они воздействуют на нас. Играя «в жизнь», мы сами создаем правила, потом стараемся эти правила соблюдать. Это не всегда удается. Или кто-то другой придумывает правила. Иногда эти правила нам непонятны, часто они нам не нравятся. Но, хотим мы этого или нет, мы оказываемся втянутыми в чью-то игру, где всегда есть победитель, более умный, зрелый, предусмотрительный и побежденный. (легкомысленный, доверчивый)
Игры приучают к определенным моделям поведения и предсказуемой жизни. Подлинность - жизнь в правде своего существа, требует смелости и веры в свои силы, она неразрывно связана с неопределенностью. Быть настоящим – это способность смотреть страху прямо в глаза и идти к нему навстречу. Более того, страх оправдан. Мир страшен и полон опасностей. Это заставит вас лгать самому себе?
Мир наполнен играми разума, ловушками
В своем мировом бестселлере середины 1960-х годов «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн, психолог, доктор медицинских наук, основатель транзактного анализа, определил «игру» или коммуникативную манипуляцию, как шаблонную и предсказуемую серию транзакций (взаимодействий), которые внешне правдоподобны для того с кем играют, но скрывают для него истинные мотивы, в итоге, игрок получает предсказуемый выигрыш, становится победителем, а проигравший, соответственно, побежденным.
Транзактный анализ (ТА) в психологии – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение отдельного человека или группы. По-другому называется трансакционным анализом.
Манипулятивные коммуникации как сознательная или безотчетная борьба за психологический ресурс и, в итоге, материальный выигрыш, для деморализации и лишения силы другого человека, происходит постоянно, в политике, социальных кругах, школах, правительствах, семьях. Игры разума — это преднамеренные попытки психологического манипулирования кем-либо. Это скрытые, принудительные, намерения, замаскированные невинно звучащим общением.
«Некоторым счастливчикам дано нечто, не входящее в рамки любых классификаций поведения: это и осознание настоящего, и спонтанность, и нечто более ценное, чем любые игры, — подлинная близость. Но для неподготовленного человека все три возможности могут быть пугающими и даже опасными. Возможно, для большинства лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в сотрудничестве с себе подобными, в том, что мы называем «общностью». […] Для человечества в целом нет надежды, но для отдельного человека она есть.» Эрих Берн
Игра – это целый комплекс различных транзакций (или взаимодействий) между людьми, которые имеют строгую последовательную структуру:
ШАГ 1: крючок
ШАГ 2: клёв
ШАГ 3: реакция
ШАГ 4: переключение
ШАГ 5: смущение
ШАГ 6: расплата
Так, Э. Берн в качестве примера приводит игру “Должник”, когда родители покупают молодым дом или другие вещи (крючок), а они, в свою очередь, обязаны своим поведением расплачиваться за доброе отношение. Само по себе это явление (забота старших о младших) объяснимо устройством жизни и вполне нормально. Другое дело, когда подобные межличностные отношения имеют в своей основе не реальное осуществление искренней заботы, а подразумевают получение в дальнейшем ощутимой выгоды для стороны, оказывающей услугу. Именно на таких принципах строятся отношения во многих сферах жизнедеятельности людей, включая бизнес и политику.
Для демонстративных и истероидных типов характерным поведением, реализуемым в играх, является явное или косвенное подчеркивание своих достоинств. Мужчины, как бы невзначай упоминают о своих связях, материальных или иных возможностях, женщины демонстрируют достоинства фигуры, одежды и украшения. Причем неприятие окружающими этих сигналов может вызывать у манипулятора раздражение, вплоть до избегания контактов с людьми “недооценившими” по достоинству их исключительность и оригинальность.
Что же касается бизнеса и некоторых форм деловых отношений, то материальные интересы и конъюнктурные соображения, выступают в качестве мощного стимула использования манипуляций, а потому последствия их применения зачастую оказываются весьма трагичны по характеру, глубине влияния на психику людей, они втягивают значительное количество лиц в сферу различных афер и махинаций.
Мы можем смотреть прямо на человека и чувствовать запах тления его души, и все равно верим в красивую ложь, мы хотим быть обманутыми, потому что на время это делает нашу жизнь более праздничной и яркой.
Манипуляции неизбежны там где нет Подлинности. Что делает нашу неподлинность столь властной над нами? Мы неподлинны не просто из лени, а в силу инерции, потому что беспокойство и стремление спрятаться от себя в толпе являются привычными моделями нашего существования. Мы постоянно играем в игры и исполняем роли – важного начальника, подчиненного, маленькой девочки, послушного мальчика, не важно какие. Это поверхностные общественные уровни состояния «как если бы». На этих уровнях мы играем в реальность. Постоянное пребывание в роли - праздные разговоры, инерционность и поверхностность - вот характерные признаки состояния провала в неподлинность. Праздные разговоры - способ бессмысленного «вращения» среди других, говорение о том - о сем, зачастую без какого-либо осмысления предмета беседы, бесполезного следования моментальному интересу. Традиционность - то, что заставляет нас следовать по пути многих, раскрывать все и ничего, это то, что оставляет нас всюду и нигде. В этот момент вещи теряют определенность, они более не являются тем или другим, но представляют собой все сразу. Пребывание в таком состоянии подавляет нашу истинную способность Быть, прячет ее среди всего и ничего. При том, что болтовня и инерционность все более погружают нас в растерянность и смятение, мы не можем устоять перед искушением и все дальше уходим от себя по этой дороге. Из сведений о мире, полученных благодаря любопытству, болтовне и поверхностности мы, на деле, так ничего ни о чем не узнаем. Мы даже не знаем, что за вопросы стоит задавать, и нас влечет вглубь отчуждения. Мы отчуждены от самих себя, находимся вне контакта с тем, что мы есть, и с тем, что есть бытие, и с тем, что все это действительно значит. При этом отчуждение может проявляться в показанных запросах и разговорах о вещах. Углубляющееся погружение в неподлинность есть, таким образом, погружение, в своего рода, безосновность и повседневную ничтожность. Одной из проблем является то, что «Они» толкуют этот провал в повседневную рутину как нечто необходимое человеку для жизни.
Если нет непосредственности Подлинного, то нет и реальности вообще, есть ее подмена, как модно сейчас говорить - «симулякр» (то, чего на самом деле нет). На этой арене люди играют в игры. В ответ мир посещают катастрофы, эпидемии как знаки победы неподлинности над людьми. Уйти от трагедий мира, можно только приобщившись к тому что есть на самом деле– к Подлинности.
Спасибо за внимание!
Все фото взяты с Яндекса в свободном доступе.