Найти в Дзене
Время Романовых

Почему Репина не пускали в Третьяковскую галерею?

Интересный факт: известнейшему ещё при жизни (что в творческой среде бывает не часто) художнику Илье Репину не разрешали заходить в Третьяковскую галерею, где, помимо прочих, висели и его картины. Но запрет этот появился не просто так...

Репин был перфекционистом — это свойственно артистической натуре. Еще при жизни картины мастера прекрасно продавались, часто их брал Павел Третьяков — тогдашний олигарх и меценат. Формируя свою Третьяковскую галерею, он постоянно имел дело с художниками, в числе которых был и Репин. Однако позже Третьяков принял решение, что художнику вход в его галерею закрыт.

Илья Репин и Павел Третьяков состояли в непрекращающейся переписке, она, кстати, опубликована и ее интересно читать. Двое зрелых мужчин постоянно спорят, и миллионер постоянно критикует работы Репина.

Взять, например, картину Репина, на которой изображён писатель Тургенев. Третьяков в волнении написал Репину: «Живописью я доволен, но сходство — не нахожу его вполне удовлетворительным, жена моя и брат тоже не находят»… и вскоре передал его из своего музея в галерею Солдатёнкова.

-2

Судьба еще одной выразительной репинской картины могла бы стать другой — «Царевна Софья» предстала бы не в столь ярком антураже. Илья Репин перед написанием полотна тщательно изучил исторические документы, так что был уверен в картине на все сто. Павел Третьяков посоветовал удивительную деталь для улучшения изображенного. В очередном письме Репину олигарх попросил дать царевне «в руку ручное зеркало (иных тогда трудно иметь было, в особенности в монастыре), которое могло бы быть судорожно сжато и опущено; другая рука могла бы схватиться за стол или иное что; тогда фигура вышла бы еще выразительнее и энергичнее». Необходимость зеркала Третьяков объясняет так: «не могла она не посмотреть на себя, похожа ли ещё на царицу?»

Репин часто соглашался с заказчиком и шел переделывать написанное: брал мольберт, заходил в Третьяковскую галерею, снимал полотно и дорисовыл нужное. Или зарисовывал ненужное. Конфуз заключался в том, что картины уже не принадлежали Репину — они уже были куплены Третьяковым и выставлены в его галерее.

Однажды Илья Репин пришел в галерею, посмотрел на свою картину, где Грозный убил собственного сына, и ему вдруг не понравился оттенок лица правителя. Тогда художник решил немного скорректировать цвет! Правда, в итоге облик русского царя существенно поменялся.

Также Репин добавил немного пыли на свою работу «Крестный ход в Курской губернии». Но из-за этого исправления задний план вовсе затерялся. Еще художник внес изменения в лицо посыльного на картине «Не ждали».

-3

Когда вести о таком непосредственном поведении Репина дошли до галериста, Третьяков приказал не пускал Илью Ефимовича, если при нем были рисовальные принадлежности.

Художник даже не понял, почему его не пускают в галерею. Стал заваливать Третьякова письмами, но тот ему не отвечал.

Через несколько месяцев Репину удалось прорваться в галерею, где коллекционер высказал ему все свои претензии. Со временем конфликт был улажен. Художника стали пускать в залы, но с одним условием — если у него не будет с собой красок.

Также был случай, когда Третьяков приобрел у Репина портрет Льва Толстого для своей галереи. Разглядев ее получше, вдруг решил, что у писателя чересчур много красного цвета в области лба. Ему показалось, что это совсем неуместно. Сначала Третьяков хотел попросить художника немного осветлить эту часть работы, но потом решил исправить оттенки самостоятельно. Взял кисточку и исправил цвет на свое усмотрение. В таком варианте портрет Льва Толстого и остался до сих пор.