Не так давно я рассказывал о знаменитой династии музыкантов Корсаковых и заметил, что подобные семьи всегда были украшением, гордостью нашего общества. Ныне другая, не менее интересная, история – о семье Красовских из старинного села Воинова Гора бывшего Орехово-Зуевского района, а ныне – Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
Начну с истории Воиново-Горского храма, в котором более века служили священники, педагоги Красовские и их родственники Малинины.
По преданию, эти живописные места Клязьмы связаны с битвами русских воинов, отражавших набеги многочисленных врагов. Местные искатели в прежние советские времена находили здесь различные виды средневекового оружия.
А первое письменное упоминание о церкви села Воинова Гора относится к середине XV века. Успенский Юрьев монастырь на Воиновой горе был приписан к Троице-Сергиевскому монастырю. Почти десять лет – с 1428 по 1436 годы – в этих местах бурлила жизнь. Торговые гости подолгу задерживались в селении, был у них здесь свой интерес. Наверно, эти деловые контакты были полезны и монастырским затворникам – они обменивали мёд, вино, рыбу, всякие соления на другие продукты, привозимые купцами.
Но московский князь Василий Тёмный однажды издал указ, запрещавший торговцам нарушать соразмеренную монастырскую жизнь. И такое княжеское решение было не в пользу дальнейшего процветания монастыря. Постепенно монастырская деятельность угасла и монастырь упразднили в первой четверти семнадцатого столетия.
Рукописная "Церковноприходская летопись Успенской, что на погосте Воиновой Горы, церкви" сообщает, что в 1676 году Воинова Гора - это погост с деревянной церковью Успения Божией Матери, принадлежащий Троице-Сергиеву монастырю. В 1725 году в селе вместо ветхого деревянного храма построили новый, тоже из дерева. Освятили его, как и прежний, в честь Успения Пресвятой Богородицы. О времени построения и освящения этой святыни сохранилась отметка в делах Синодального казённого приказа и надпись на местной иконе Николы Чудотворца.
Позже в ведомостях о вотчинах Троице-Сергиевой Лавры, составленных в 1761 году, упоминалось село Войново на реке Клязьме. В селе числилось всего 52 души мужского пола, пахотной земли 35 четвертей. С крестьян здесь получали оброк 51 рубль двадцать копеек.
Минуло ещё сто лет. И в 1868 году обветшавшая деревянная церковь с колокольней, стоявшей на месте нынешнего сельского кладбища, перестала действовать. В 1871 году павловопосадский купец Яков Лабзин купил ветхое здание за триста рублей – большие деньги по тому времени – и перевёз его в село Зуево Богородского уезда Московской губернии. 18 декабря 1873 года отремонтированную церковь освятили с сохранением главного престола – Успения Пресвятой Богородицы.
А в селе Войнова Гора осталась другая, кирпичная церковь с церковной библиотекой. Её построили ещё в 1838 году с колокольней и тремя престолами: в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Николы Чудотворца и во имя преподобного Сергия Радонежского. Строили из кирпичей, изготовленных на местном производстве. Отмечу такой интересный факт: в 1880 году текстильщики фабрик Саввы и Викулы Морозова собрали 750 рублей для устройства в Воиново-Горской церкви чугунного пола.
С 1854 г. настоятелем этого храма стал дед будущего знаменитого солиста Большого театра Сергея Красовского Константин Васильевич Красовский, выпускник Владимирской духовной семинарии и участник войны 1853-1856 гг. (награждён за ратные подвиги Георгиевским крестом). Его отец (прадед певца С.А. Красовского) служил пономарём церкви Никологорского погоста Вязниковского уезда Владимирской губернии.
Без малого сорок лет до своей кончины в 1891 году о. Константин Красовский окормлял православную святыню в селе Воинова Гора. Помимо храма он брал на себя ещё и труды по воспитанию православной молодёжи в сельской Церковноприходской школе.
С 1906 г. Школа стала земской, четырёхклассной. Педагогами в ней служили один из сыновей о. Константина Василий и Марина Венедиктовна Смирнова-Красовская. В школе занимались одновременно шестьдесят-семьдесят учеников. В ней преподавались арифметика, грамматика, Закон Божий, география, церковно-славянский язык.
После кончины о. Константина настоятелем храма стал другой его сын, Александр Красовский (отец певца Сергея Красовского). Он окончил в 1886 г. Владимирскую семинарию, работал учителем. Протоиерей Александр Красовский скончался в 1931-м и был похоронен в ограде сельского Успенского храма. Красовские жили рядом с ним. Их дом сохранился. В нём в 1876 году в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери иерея Симеона Малинина, родился будущий священноинок и священномученик Николай (Красовский).
Шли годы, настала иная эпоха. В 1939-м по указанию сельского безбожного начальства с колокольни Войново-Горской церкви сбросили большой колокол, сожгли церковный архив, растащили и уничтожили многие иконы. Здание православной святыни отдали на поругание. Сначала – под склад, потом – под цех по производству гуталина производственного объединения "Лакокраска".
Минуло полвека. Верующие решили вернуть храм. На их стороне были вера, желание и закон. В 1988 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы включили в список памятников истории и культуры.
В начале 1990-х в селе организовали и официально зарегистрировали православную общину. С большим трудом началось возрождение поруганной святыни. Земля вокруг церкви и даже вода в колодцах на значительной глубине пропиталась химией. В те годы мы не раз бывали в селе вместе с моим старшим товарищем, подполковником Вооружённых Сил СССР, известным краеведом, заслуженным работником культуры Московской области Владимиром Сергеевичем Лизуновым (1935-2010 гг.), участвовали в обсуждениях на собрании жителей в присутствии священнослужителей, ставили свои подписи под обращением в различные инстанции о выводе из здания храма производства "Лакокраска". В 1996-м под напором общественности "Лакокраска" покинула стены святыни…
В Орехово-Зуеве с благодарностью помнят Красовских, а представителю этого рода – выдающемуся солисту Большого театра Сергею Красовскому посвящались в городе и районе творческие вечера. В своё время ведь и сам знаменитый солист не забывал о земляках, выступал перед ними и в сельской церкви и под сводами Орехово-Зуевского кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
18 декабря минувшего года исполнилось ровно полвека, как наш именитый земляк ушёл в мир иной, оставив о себе добрые воспоминания и большое культурное наследие в виде более пятидесяти партий в известных операх, таких как "Хованщина", "Садко", "Евгений Онегин", "Снегурочка", "Борис Годунов", исполненных на сцене Большого театра. Красовский обладал редким басом-профундо, самым низким певческим голосом. Голос Красовского отличался большой мощью, диапазоном, глубиной…
Прадеды, деды, отец и дядя Сергея Александровича Красовского, как я уже отметил, верой и правдой служили в православных храмах России. У некоторых из них судьба сложилась драматически. Шестидесятидвухлетний брат отца, родной дядя Сергея, потомственный почётный гражданин Николай Константинович Красовский, служивший в храмах Орехово-Зуевского района, в т.ч. в с. Войнова Гора, в январе 1938 г. был арестован сотрудниками НКВД за "контрреволюционную агитацию" и в том же месяце по приговору "тройки" расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Реабилитирован посмертно. Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года. Для общецерковного почитания.
Потомок священнослужителей, заслуженный артист РСФСР, орденоносец Сергей Александрович Красовский (1894-1971 гг.) нёс в своих генах, в родовой памяти уникальный духовный потенциал. В юности он тоже приобщился к духовной жизни – учился в духовной семинарии, пел в её хоре, затем стал певчим архиерейского хора знаменитого Владимирского Успенского кафедрального собора. Потом часто выступал в концертных программах, много учился, занимался самообразованием…
В 1922 году поступил в Московскую консерваторию, будучи студентом которой, исполнял роли в различных оперных спектаклях. И его самобытный дар заметили: во время выпускного, в 1928 году, известный русский композитор Михаил Ипполитов-Иванов посоветовал Красовскому обязательно прийти на пробы в Большой театр… Эти пробы стали началом его почти тридцатилетнего творческого пути в Большом.
Потомки Красовского помнят, что помимо пения у впечатлительного юноши была ещё одна страсть: спорт и, в частности, футбол. Ну, кто из ореховских мальчишек, тогда и сейчас, не играет в него?! Помните, я об этом уже писал, какими азартными футболистами проявили себя в юности будущий великий пианист, народный артист СССР Яков Флиер и прославленный министр лёгкой промышленности СССР, Герой Труда Николай Тарасов…
Красовский в юности тоже блистал на футбольном поле - был нападающим. Это происходило в эпоху расцвета легендарной ореховской команды "Морозовцы". Любовь Красовского к спорту была безграничной. Рассказывают, что в декабре 1971-го его жизнь неожиданно оборвалась, когда он смотрел по ТВ очередной хоккейный матч...
Однажды великий бас приобщился и к отечественному кинематографу. Его пригласили для съёмок в художественном фильме-опере "Борис Годунов" по одноимённой трагедии Пушкина и музыкальной драме Мусоргского. Картина создавалась на "Мосфильме" режиссёром Верой Строевой в 1954-1955 гг. Солист Большого театра сыграл небольшую, но запоминающуюся роль пристава Никитича. А роль Юродивого (одну из главных) исполнил великий лирический тенор Иван Козловский, знавший и ценивший звёзд Орехово-Зуевского края – Якова Флиера, Сергея Красовского, Корсаковых, Гайгеровых…
Как бы там ни было, память - это то, что нас делает людьми.
Вместе с С.А. Красовским в великую летопись музыкальной истории России золотыми буквами вписаны и другие таланты Орехово-Зуевского края. В том числе и бывший житель деревни Власово, ведущий солист Большого театра Борис Сергеевич Кузнецов (отец народного артиста РСФСР Анатолия Кузнецова, красноармейца Сухова из "Белого солнца пустыни"), а также – нынешняя артистка хора Государственного академического Большого театра, обладательница Первых премий на Международном конкурсе "Друзья Болгарии", на Всероссийском конкурсе им. Тютчева Елена Дементьева и лауреат международных конкурсов, заслуженный работник культуры Московской области Игорь Коротков…
И ещё по теме. Вот уже восемь лет в Орехово-Зуевском округе действует замечательный Клуб исторической реконструкции "Войнова застава" (под эгидой городского "Молодёжного клуба") под руководством основателя этой организации, подвижника и патриота, краеведа, Антона Алексеева.
Накануне Нового 2022-го он организовал в Орехово-Зуеве для земляков настоящий семейный праздник. Активное участие в нём приняли около тридцати человек, детей и взрослых, в том числе и мы с 9-летним сыном Арсением. Успешно посоревновались на разных состязаниях, побывали в образе древних русских воинов, испытали себя в умении фехтовать на мечах, копьях... Пытались овладеть искусством стрелять из лука, метать копья и ножи. А в завершении Антон Валерьевич гостеприимно попотчевал всех участников вкусными русскими пирогами с мясом, сыром и картошкой, специально испечёнными к празднику. Всех "воинов" зимнего праздника "Войнова застава" наградили грамотами, благодарственными письмами и сувенирами. По преданию, ещё в средние века на территории села Войнова Гора нашего нынешнего Орехово-Зуевского городского округа находилась застава древнерусских воинов, охранявших торговый путь от набегов.
#Красовские #Сергей Красовский #большой театр #Воинова гора #Успенская церковь