Найти в Дзене
Fender Russia

Пит Тауншенд: гитарные секреты рок-группы The Who

Оглавление

Тауншенд, без преувеличения, аристократ британского рока. Своими сумасшедшими соло, безупречным ритмом и практически театральным поведением на сцене он вдохновил легионы музыкантов по всему миру.

На протяжении всей музыкальной карьеры, охватывающей 11 альбомов The Who, несколько сольных релизов и бесчисленные выступления, Тауншенд использовал самые разные гитары, в том числе Stratocaster и Telecaster. Но одна вещь оставалась неизменной - его фирменный тембр.

-2

Если вы хотите получить ровно такой же звук, вас придется сразу огорчить. Никто не сможет быть вторым Тауншендом - слишком много индивидуальности в его манере игры.

Но совершенно точно можно проанализировать некоторые из его технических решений и обогатить ими свой музыкальный арсенал.

ЗВУК В РУКАХ

Классический звук Тауншенда очень связан с техникой его правой руки. Многие гитаристы стараются «взять» аудиторию выбором нот и хорошим знанием грифа. Тауншенд же упрощает свои партии и все внимание переключает на ритм.

-3

При этом его игру точно не назовешь примитивной - гитарист очень ловко заполняет паузы между ритмическими рисунками, добавляя в них всевозможные фразировки.

В результате его игра обманчиво проста, ведь она сочетает в себе агрессивную прямолинейную подачу в сочетании с уникальными аккордовыми структурами и изящными фразами.

Пример: изолированная партия гитары в Pinball Wizard

ОБОРУДОВАНИЕ

Часто можно увидеть, как в той или иной записи Пит Тауншенд играет на гитаре Fender Statocaster со звукоснимателями Lace Sensor, пьезодатчиком Fishman и преампом EMG.

Хотя, конечно, количество гитар в его арсенале трудно сосчитать.

Fender Stratocaster с датчиками Lace Sensor
Fender Stratocaster с датчиками Lace Sensor

Будучи единственным гитаристом в группе, Тауншенду приходилось конкурировать с Китом Муном - барабанщиком, который определенно любил внимание не меньше Пита и поэтому сочинял весьма насыщенные партии.

Скажем так - не существовало тарелок, которые бы не нравились Киту. Он буквально задействовал все элементы установки в своих ударных партиях.

Кит Мун за барабанной установкой
Кит Мун за барабанной установкой

С таким напарником Тауншенду нужен был по-настоящему большой, громкий звук, способный заполнить все пространство. Согласно легенде, он попросил Джима Маршалла построить ему «стек усилителей».

Так родился стек Marshall. Первоначально он состоял из двух кабинетов 4*12’’ и 50-ваттной «головой» Fender Bassman, затем был "прокачан" до 8*12''

-6

Хотя позже он перешел к другим усилителям, каждая новая версия была основана на том первом стеке Marshall. Роуд-менеджеры Тауншенда просто ненавидели их из-за огромного веса, но что поделать - того требовало шоу.

Тем не менее впоследствии гитарист охладел к этим усилителям. В настоящее время он предпочитает Fender Vibro-King с динамиком 2*12’’. Интересно, что являясь одним из самых громких гитаристов в истории, значение ручки Volume обычно находится где-то около 3.

Усилители Fender Vibro-King на сцене The Who
Усилители Fender Vibro-King на сцене The Who

ВЫБОР АККОРДОВ

В отличие от большинства гитаристов Пит в основном писал в тональностях F, B и Ab без каподастра. Во-первых они лучше подходят для вокала Роджера Долтри. А во-вторых обладают собственным окрасом, в отличие от популярных среди гитаристов «открытых» тональностей, таких как E и A.

Яркий пример - в «Baba O’Reilly» Пит яростно играет барре-аккорды F, C и Bb поверх эпохальной партии, записанной на органе Lowrey TBO-1.

РАЗДЕЛЕНИЕ СИГНАЛА

Еще одна особенность звучания Тауншенда - разделение сигнала на две части. Он модифицирует свои гитары так, чтобы они работали в стерео: один сигнал поступает на усилители, а другой проходит через процессор для акустической гитары.

В итоге мы как будто слышим двух разных гитаристов, но на самом деле это все один Пит.

-8

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

  1. В основном Пит использует легкие струны калибра .10-.46, но иногда для более мощных партий заменяет шестую струну на .52.
  2. Используйте бриджевый датчик! И изучите разницу между звучанием бриджевых датчиков на Stratocaster и Telecaster.
  3. Попробуйте педаль овердрайв (не дисторшн!). Важно не столько усиление, сколько сама окраска звучания.
  4. Усиляйте средние частоты. Это можно сделать, поставив педаль эквалайзера после овердрайва. Педаль также добавит окраски звучанию и сделает тембр более рок-н-ролльным.