Тауншенд, без преувеличения, аристократ британского рока. Своими сумасшедшими соло, безупречным ритмом и практически театральным поведением на сцене он вдохновил легионы музыкантов по всему миру.
На протяжении всей музыкальной карьеры, охватывающей 11 альбомов The Who, несколько сольных релизов и бесчисленные выступления, Тауншенд использовал самые разные гитары, в том числе Stratocaster и Telecaster. Но одна вещь оставалась неизменной - его фирменный тембр.
Если вы хотите получить ровно такой же звук, вас придется сразу огорчить. Никто не сможет быть вторым Тауншендом - слишком много индивидуальности в его манере игры.
Но совершенно точно можно проанализировать некоторые из его технических решений и обогатить ими свой музыкальный арсенал.
ЗВУК В РУКАХ
Классический звук Тауншенда очень связан с техникой его правой руки. Многие гитаристы стараются «взять» аудиторию выбором нот и хорошим знанием грифа. Тауншенд же упрощает свои партии и все внимание переключает на ритм.
При этом его игру точно не назовешь примитивной - гитарист очень ловко заполняет паузы между ритмическими рисунками, добавляя в них всевозможные фразировки.
В результате его игра обманчиво проста, ведь она сочетает в себе агрессивную прямолинейную подачу в сочетании с уникальными аккордовыми структурами и изящными фразами.
Пример: изолированная партия гитары в Pinball Wizard
ОБОРУДОВАНИЕ
Часто можно увидеть, как в той или иной записи Пит Тауншенд играет на гитаре Fender Statocaster со звукоснимателями Lace Sensor, пьезодатчиком Fishman и преампом EMG.
Хотя, конечно, количество гитар в его арсенале трудно сосчитать.
Будучи единственным гитаристом в группе, Тауншенду приходилось конкурировать с Китом Муном - барабанщиком, который определенно любил внимание не меньше Пита и поэтому сочинял весьма насыщенные партии.
Скажем так - не существовало тарелок, которые бы не нравились Киту. Он буквально задействовал все элементы установки в своих ударных партиях.
С таким напарником Тауншенду нужен был по-настоящему большой, громкий звук, способный заполнить все пространство. Согласно легенде, он попросил Джима Маршалла построить ему «стек усилителей».
Так родился стек Marshall. Первоначально он состоял из двух кабинетов 4*12’’ и 50-ваттной «головой» Fender Bassman, затем был "прокачан" до 8*12''
Хотя позже он перешел к другим усилителям, каждая новая версия была основана на том первом стеке Marshall. Роуд-менеджеры Тауншенда просто ненавидели их из-за огромного веса, но что поделать - того требовало шоу.
Тем не менее впоследствии гитарист охладел к этим усилителям. В настоящее время он предпочитает Fender Vibro-King с динамиком 2*12’’. Интересно, что являясь одним из самых громких гитаристов в истории, значение ручки Volume обычно находится где-то около 3.
ВЫБОР АККОРДОВ
В отличие от большинства гитаристов Пит в основном писал в тональностях F, B и Ab без каподастра. Во-первых они лучше подходят для вокала Роджера Долтри. А во-вторых обладают собственным окрасом, в отличие от популярных среди гитаристов «открытых» тональностей, таких как E и A.
Яркий пример - в «Baba O’Reilly» Пит яростно играет барре-аккорды F, C и Bb поверх эпохальной партии, записанной на органе Lowrey TBO-1.
РАЗДЕЛЕНИЕ СИГНАЛА
Еще одна особенность звучания Тауншенда - разделение сигнала на две части. Он модифицирует свои гитары так, чтобы они работали в стерео: один сигнал поступает на усилители, а другой проходит через процессор для акустической гитары.
В итоге мы как будто слышим двух разных гитаристов, но на самом деле это все один Пит.
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
- В основном Пит использует легкие струны калибра .10-.46, но иногда для более мощных партий заменяет шестую струну на .52.
- Используйте бриджевый датчик! И изучите разницу между звучанием бриджевых датчиков на Stratocaster и Telecaster.
- Попробуйте педаль овердрайв (не дисторшн!). Важно не столько усиление, сколько сама окраска звучания.
- Усиляйте средние частоты. Это можно сделать, поставив педаль эквалайзера после овердрайва. Педаль также добавит окраски звучанию и сделает тембр более рок-н-ролльным.