«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.» (Ин. 14: 15).
Любовь Божия к нам проявилась в том, что Сын Божий принял крестную смерть за нас, ради нашего спасения. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.» (1-е Ин. 4: 9). Да и вообще Господь даёт нам жизнь и всё потребное к жизни, несмотря ни на что, несмотря на наши грехи и иногда неблагодарность. Христианину следует ответить любовью на любовь Божию. А что же значит любить Бога? Господь говорит в Евангелие, что любить Бога, это значит соблюдать Его заповеди. (см. Ин. 14: 15). Конечно любовь к Богу выражается в том, что человек стремится к общению с Ним, к молитве, к чтению слова Божия и это тоже заповедано Господом в Евангелие. Невозможно представить любви без общения. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.» (Лк. 11: 28). А ещё любовь к Богу невозможна без любви к ближним. Ведь каждый человек – это образ Божий, он создан по Его подобию. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). Апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.» (1-е Ин. 4: 20-21). А если человек не любит ближнего, то вряд ли он может любить Бога, ведь Господь говорит: «Я — Господь первый, и в последних — Я тот же.» (Исаия 41: 4); «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25: 40).
Великие святые имели большую любовь и милосердие к людям, потому что в них был Дух Божий, а Бог – есть любовь. «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим, благословен Бог.» (Псалом 67: 35). Святые помогали людям и материально, чем могли и наставляли на путь истинный, и молились за людей; те, кто обладал даром чудотворения, исцеляли людей от болезней, изгоняли нечистых духов и даже воскрешали мёртвых. И до сих пор святые помогают людям, пребывая в Царстве Небесном, и по их молитвам Господь совершает великие чудеса. А фарисеи, которые распяли Христа не любили и людей. Вспомните случаи из Евангелия, когда они хотели побить камнями женщину, взятую в прелюбодеянии, или случай, когда они возмущались тем, что Господь исцелил человека в субботу, ставя субботу превыше человека. «И пришёл опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.» (Мк. 1: 1-6). Поэтому христианам следует проявлять любовь к людям, которая выражается в делах, в помощи им, в милосердии, терпении недостатков. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.» (1-е Ин. 3: 18). А если нет любви в сердце, то можно хотя бы делать дела милосердия, понуждать себя к деланию заповедей Божиих, и тогда Господь, видя стремление человека, даст и в сердце любовь. И конечно, нужно молиться и просить Бога о любви, святые просили Бога о том, чтобы иметь любовь к Нему и людям. «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.» (Лк. 11: 9-13).
Ещё любовь к Богу заключается в том, что человек вообще любит Его творение, любит окружающий мир: животных, птиц, природу, растения. «Нетленный Твой дух пребывает во всем.» (Прем. 12: 1). Животные тоже нуждаются в любви. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.» (Притчи 12: 10). О животных нужно заботиться, как о братьях наших меньших: кормить, поить, лечить. Если человек взял животное, то надо не забывать, что «мы в ответе за тех, кого приручили», — цитата из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. А забота о бездомных животных – это проявление милосердия, и животные очень благодарны людям, которые кормят их. Они бывают очень верными друзьями человеку. Ведь, животные беззащитные, особенно бездомные, они нуждаются в нашей помощи. Позаботиться о таких милых созданиях, это желание, исходящее из милостивого сердца: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Они страдают вместе с человеком, хотя не согрешили. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.» (Рим. 8: 19-23). Святые любили животных. Например, известна любовь преподобного Серафима Саровского не только к людям, но и животным. Преподобный долгое время жил в лесу. Как известно, к нему прилетали лесные птицы и приходили звери. К нему приходил медведь, и он кормил его из рук. С этим медведем его видели многие люди. Старец очень любил животных при жизни, и сейчас он помогает животным. К преподобному Серафиму Саровскому можно обращаться за помощью не только людям, но и просить его об исцелении и помощи животным. Животные – это братья наши меньшие. Господь тоже любит их и заботится о них. Господь Иисус Христос говорит: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего;» (Мф. 10: 29). «Знаешь ли ты время, когда рождают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки – жилищем?» (Иов. 39: 1-6). И о растениях заботится Господь: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;» (Мф. 6: 28-29). «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил» (Прем. 11: 25). И природу следует любить и беречь христианину; лишний раз не обламывать ветки у деревьев. Ведь они тоже живые.
Так, любя окружающий мир, заботясь о нём, любя людей, животных, заботясь о них и помогая им, можно утверждаться в духовной любви, чтобы быть образом Божиим, подобным Ему, чтобы уподобиться Христу. «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.» (Лк. 6: 36).
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» (Кол. 3: 14).