Новый год припас «кота в мешке». Очередной сериал Netflix «Архив 81» не предвещал особых откровений. Сюжет неплох и анонсировал смесь фантастики, хоррора, триллера и драмы, но зритель избалован таким «винегретом», его сложно уже чем-то удивить. На заднем фоне маячила фигура Джеймса Вана в качестве одного из исполнительных продюсеров. Однако у него столько проектов, что результат этот факт не гарантировал. На деле вышел отличный сериал, который, как уже становится ясно, получит законное продолжение.
Молодой мужчина по имени Дэн работает с архивными материалами. Его конек – восстановление видео и аудио пленок. У него конечно же есть нелегкое прошлое: семья погибла в пожаре, и проблемы с ментальным здоровьем. Он в принципе довольно одинок, хотя один отличный друг у него точное имеется. Типичный симпатичный перфекционист из большого города с нервозами и хорошим вкусом. Получая странный заказ от главы крупной и весьма загадочной корпорации на восстановление и оцифровку старых видео пленок из сгоревшего много лет назад здания, Дэн находится в смутном предчувствии беды. Надо бы отказаться, но вот любопытство всегда берет верх. Есть ощущение, в том числе и у зрителя, что это работа станет для него поиском ответов на загадки своей судьбы.
Пленки эти были записаны студенткой Мелоди и представляют документальные сьемки одного загадочного здания в Нью-Йорке: апартаменты «Виссер», где был пожар и, вероятно, существует какое-то закрытое сообщество. Она брала интервью у жителей комплекса и фиксировала свои исследования скрупулёзно и даже самоотверженно. Жители надо отметить были крайне странные. Записывали гипнотическую музыку, вели странные мистические разговоры и собирались в общей гостиной для поклонения жуткому каменному идолу. Культ, не иначе.
Дабы уйти от скучных описаний сюжетных перипетий и спойлеров, скажу кратко: Дэн обнаружит с помощью пленок много тайн своего прошлого и, в частности секреты собственного отца, практически по крупицам воссоздаст все события и даже доберется до шокирующей истины. Однако просто обозначить это одним предложением все же не удастся. Работа Дэна приведет его практически на грань безумия, когда он перешагнёт границы реальности и даже времени. Кажется, что вся прошлая жизнь готовила его к этому моменту.
Реальность, заснятая на плёнках, шагнет по ту сторону экрана, и вовлечет человека из другого времени в тот же калейдоскоп событий. Отдаю должное операторской и режиссерской работе, когда документальные архивные кадры совершенно не заметно становятся центром повествования наравне с основной линией сюжета, протекающей в настоящем времени. Можно сказать даже проще, прошлое и настоящее в сериале становится единым потоком, что отлично коррелируется с сюжетом.
Само повествование весьма неспешное, даже замедленное, и это многих может отпугнуть. Тем не менее этот ритм вполне оправдан. Вся энергия и азарт сосредоточены именно в документальном расследовании Мелоди, которое ожесточенно ищет правды по вполне личным мотивам. Дэн вместе со зрителями лишь пассивно наблюдает за ее злоключениями и новыми тайнами. При этот, градус напряжения и возможной реальной угрозы, уже для самого Дэна, нарастает. Последние две серии меняют ритм сериала чуть ли не до головокружительного (в сравнении с началом), дают разрядку накопившемся саспенсу и даже отвечают на большинство вопросов. Впрочем, после таких ответов появляется еще больше новых загадок.
Подозреваю, что сериал будут сравнивать с шедевром Р. Полански «Ребенок Розмари». Да, такой оммаж присутствует, но наравне и с множеством других отсылок к известным произведениям жанра триллера и ужасов: от «Секретные материалы» до «Суспирия» (джалло ужасы), которые мы (многие из нас) смотрели еще на видеокассетах. Запись на пленке вообще становится лейтмотивом сериала и тем самым отдается дань уважения бессметной классике кино, которая и сформировала наш вкус и вкус главного героя. Ностальгия по временам, когда просмотр каждого фильма был событием.
Сериал вообще балансирует между жанрами и даже поджанрами кино весьма виртуозно. Начинается повествование как вполне рядовой драматический триллер, но уже к середине становится почти научной фантастикой, а финал уже можно смело отнести к хоррору. Вот как раз в финале максимально и ощущается рука Джеймса Вана с его любовью к Астралам и демоническим сущностям. На мой вкус было бы интереснее оставить все в контексте детективной истории и опровергнуть весь мистический налет, но это если сильно придираться.
Пара слов об актерах. Выделю всего двух главных героев: Мамуду Ати (Дэн) и Dina Shihabi (Мелоди). Они не новички, но пока мало известны. Вряд ли и этот сериал сделает из них звезд. Масштаб не тот. Тем не менее на обаянии этих актеров во многом держится вся идея происходящего, не позволяя зрителю заскучать под неспешно развивающийся сюжет.
О сьемках второго сезона пока мне не известно. Однако принимая тот факт, что сериал входит в топ стриминга по просмотрам и хороший «сарафан», ну и само окончание сезона, продолжение принимает черты объективной реальности.