Как правильно разворачиваться через разрыв в сплошной разметке? Что делать, если маневр одновременно совершают два автомобиля?
Заблуждение новичков
Подобные вопросы обычно возникают у водителей, которые совсем недавно получили права. Какую сторону следует занимать при развороте через промежуток в разделительной полосе – правую или левую? Как правильно разъехаться с другой машиной?
С толку начинающих автомобилистов сбивает пункт 8.6 Правил дорожного движения. В нем сказано, что поворот необходимо осуществлять так, чтобы транспортное средство не оказалась на встречной полосе. Однако они упускают один важный момент: речь здесь идет о выезде с перекрестка.
На первый взгляд действительно может показаться, что если развернуться правым боком друг к другу, то каждый окажется в чужом ряду: ведь встречный транспорт всегда должен находиться слева. Но это не так как. Поворот через разрыв в разметке и пункт 8.6 ПДД никак не связаны между собой. В таком промежутке нет ни попутной, ни встречной полосы. Ряды могут быть только на самом дорожном полотне.
Данный момент действительно не регулируется законом. Четкий алгоритм разворота в подобных местах в ПДД не прописан. Поэтому остается руководствоваться логикой и здравым смыслом. При маневрировании главное – сделать так, чтобы транспортные средства не мешали друг другу. Это достигается тогда, когда траектории движения автомобилей не пересекаются.
Если исходить из понятия правостороннего движения, то машины действительно всегда должны разъезжаться левыми бортами. Однако никакого нарушения в том, чтобы отступить от данного требования, в случае с разворотом нет. Оба варианта допустимы, но разъезд правой стороной значительно увеличивает пропускную способность разрыва.
Мы помним, что при повороте налево или развороте необходимо уступить дорогу всему встречному транспорту. Поэтому представьте что будет, если все водители решат разъехаться левым бортом. Если с каждой стороны к разрыву подъедет по 3–4 автомобиля, на дороге образуется затор. Повернувшая машина просто не сможет продолжить путь, так как его преградит другое транспортное средство, водитель которого тоже приготовился к маневру.
Некоторые инструкторы в автошколах так и называют эту ситуацию: разъезд «замком». Круг замыкается, и выехать из подобной пробки может быть очень сложно. Обычно, чтобы разрешить возникший «спор», кому-то приходится сдавать назад. А если разворачиваться будут две фуры с полуприцепами?
Итак, разъезд правыми бортами не только не противоречит Правилам дорожного движения, но и является максимально безопасным. Это, кстати, справедливо и для левого поворота на перекрестке.
Несколько полезных советов
Перед началом любого маневра важно убедиться в его безопасности. Поэтому подъезжая к разрыву в разметке, удостоверьтесь в том, что второй водитель тоже начинает разворот именно правым бортом. Если он вдруг решит разъехаться левым, то в случае столкновения вы окажетесь виноваты. А автомобилист просто сошлется на пункт 8.8 ПДД.
Перед разворотом не забывайте заранее занимать на дороге крайнее левое положение. Сигнал поворотника тоже необходимо включать заблаговременно. Перед началом маневра он должен моргнуть как минимум 3–4 раза.
Если вы подъехали к разрыву в разметке вторым, и увидели, что другой водитель уже приготовился к развороту левым бортом, лучше подстройтесь под него. Не нужно перегораживать ему путь и начинать изо всех сил сигналить. Помните, что он не нарушает Правил дорожного движения.
В любой спорной ситуации взаимодействуйте с остальными водителями: используйте жесты, поморгайте фарами. И лучше уступите, если видите, что дело может закончиться ДТП. Дорога – это не то место, где любой ценой нужно доказывать свою правоту.