15 принципов воспитания Януша Корчака – учителя, который отдал жизнь за своих учеников

592 прочитали

Он был представителем гуманистической педагогики, которая в своей время перевернула сознание многих родителей. «Детей нет - есть люди», - утверждал «Старый доктор». С ним трудно не согласиться.

Фото:  Legion Media
Фото: Legion Media

Писатель, врач, общественный деятель... это все Януш Корчак. Но главным делом жизни Корчака было воспитание детей. В 33 года он основал Дом сирот для еврейских детей, где применял свои новаторские методы воспитания. Детское самоуправление, детский товарищеский суд, куда можно было жаловаться, в том числе и на взрослых, плебисцит - в чем-то идеи Корчака будут схожи с педагогикой Макаренко: они хоть и не были никогда знакомы, но слышали друг про друга.

Корчак создал в своем Доме сирот равноправную общину. Доска для контактов с детьми, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, стенгазета, совместные заседания.... воспитательный кодекс, система стимулов. Корчак стремился привить детям самые лучшие качества, в том числе и любовь к труду. Он был уверен: труд возвышает индивида и, кстати, должен быть оплачен - за выполнение ряда работ воспитанники получали деньги.

***

Сам Корчак вырос в интеллигентной семье. Его настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт. Школьное образование мальчик получал в Варшаве. Педагогика в те годы была жесткой, с подопечными учителя не церемонились. Когда Януш вырастет и сам станет заниматься с детьми, он сделает все наоборот.

***

В 1940 году дети из Дома Сирот оказались в Варшавском гетто, а сам Корчак оказался в тюрьме. Это был второй год войны. Польское государство оккупировали немцы, создав во всех крупных городах еврейские гетто.

Когда Корчака освободили, он вернулся к своим подопечным. Но 6 августа 1942 года поступил приказ - депортировать приют. 192 ребенка из приюта были направлены в лагерь смерти Треблинка. С ними отправились два педагога – сам Корчак и его помощница Стефания Вильчинская.

По свидетельству очевидцев, немцы были готовы подарить жизнь известному педагогу и в последний момент вручили ему документ, дарующий свободу и гарантирующий неприкосновенность. Но только ему одному. Без детей. Януш отказался. И спустя некоторое время принял смерть вместе со своими воспитанниками в газовой камере Треблинки. Корчаку было 64 года.

***

Памятник Корчаку в Варшаве Фото: Legion Media
Памятник Корчаку в Варшаве Фото: Legion Media

Януш Корчак оставил богатое литературное и педагогическое наследие. Так, в 1934 году, во время визита в Палестину педагог делал в блокноте заметки, которые потом стали главными заповедями для родителей и, по сути, декларацией прав ребенка. Он был уверен: детей надо хвалить, при любой возможности позволять им делать выбор, уметь просить у ребенка прощения, не откупаться от него игрушками и никогда не лгать ему. А еще...

  • Любой ребенок имеет право на любовь. Его нужно любить любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  • Ребенок имеет право на уважение, его нельзя унижать.
  • Ребенку нужна наша помощь, чтобы стать самим собой. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Ребенок имеет право жить настоящим. Дети – это не люди будущего, это люди сегодняшнего дня.
  • Ребенок имеет право быть самим собой. Ребенок – не лотерейный билет, от которого ждут выигрыша главного приза.
  • Ребенок не обязан быть нам вечно благодарен. Мы рожали его не ради благодарности. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
  • Ребенок имеет право на ошибки. Среди детей не больше дураков, чем среди взрослых.
  • Ребенок имеет право на неудачу. Мы отвергаем обманчивое стремление сделать ребенка совершенным.
  • Ребенок имеет право на то, чтобы его воспринимали всерьез. Кто спрашивает мнение ребенка или его согласие?
  • Ребенок имеет право, чтобы его ценили за то, что он есть. Ребенок, будучи маленьким, имеет низкую рыночную цену.
  • Ребенок имеет право на тайны. Уважайте их секреты.
  • Ребенок имеет право на уважение его собственности, его бюджета. У каждого есть право на собственность, какой бы незначительной или малоценной она ни была».
  • Ребенок имеет право на образование.
  • Если взрослого кто-то обидел, он не должен срываться на ребенка. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  • Ребенок имеет право на уважение его огорчений: «Даже если это всего лишь потеря красивого камушка».