Жизнь семьи, в которой ребёнок стал инвалидом, никогда не станет такой же, как "до". Так устроен мир, что ограничение возможностей здоровья часто приводит к ряду социальных ограничений. Совсем не удивительно, что родители таких детей могут ощутить изменения в отношениях. Моя семья - не исключение.
Сыну было 8 лет, когда на комиссии МСЭ доктор сообщила, что мой ребёнок теперь инвалид. Слово, конечно, не самое радостное по смысловому наполнению. Потому многие заменяют его на синонимы: особый, особенный и т.д. Мне это совершенно не нужно. Я смотрю правде в лицо: да, у ребёнка есть проблемы; да, они не самые страшные; да, может быть со временем хуже, но и улучшения могут наступить. На всё воля Божья, а мы постараемся сделать, что в наших силах.
Собственно, появление в семье ребёнка-инвалида не стало поводом для меня или мужа собрать чемодан и испариться. Мы из тех людей, которые не боятся сложностей и своих не бросают. Тем более что сына своего мы любили до появления статуса и продолжаем любить. Кроме того, проблемы появились не в один неожиданный момент. Они и до того были. Просто каждый доктор называл свою версию диагноза. А люди, далёкие от медицины, вообще предлагали чаще пороть, списывая всё на невоспитанность. Ох уж эта диагностика психических расстройств по-русски прохожими...
Истории, когда бедный отец "не выдерживает" и уходит, слышала многократно. Действительно, бедный. Такой большой, а слово "надо" знает хуже, чем "хочу". Мне кажется, такие граждане и при менее существенных проблемах могут слинять. Был бы повод.
Мой муж среагировал иначе. Тоже немного "слинял", но в сторону карьеры. Какое-то время он не понимал, что делать, чтобы помочь сыну. Потому помимо работы решил получать второе высшее и ходить на курсы. Был период, я обижалась: мол, я тут одна целыми днями сижу, учу, лечу, а он самосовершенствуется! Паззл сложился верно: терпеливая мама осталась при детях, менее терпеливый в вопросах воспитания папа - при работе. Если бы он сидел с нами и наматывал сопли на кулак, лучше бы никому не стало. Потому что работать на полный день я не вышла, а затрат с каждым годом только больше. Я уже писала как-то, что только репетитор по языкам обходится в 16 тысяч ежемесячно, бассейн в 12, психолог - в 20.
Монокарьерная семья - это невольно расхождение жизненных путей. На каком-то этапе мне начало казаться, что мы с мужем стали совсем разными, что даже говорить нам не о чем. Его рабочие проблемы далеки от моих рутинных. Бывало обидно. Но недолго. Потом пришло понимание, что иначе не получится. Я не могу оставить детей на условную няню. Потому что ни одна няня не заменит маму. А желающих помочь из числа родственников нет.
Можно бесконечно обижаться на судьбу и плакать по ночам. Можно ругаться с мужем и выяснять отношения. А также то, кто больше работы делает и кто больше устаёт. А можно искать позитив в сложившейся ситуации. Например, мне очень нравится в моем сидении с детьми сейчас следующее:
- их здоровье, проблемы и радости всегда мне известны;
- я могу оперативно отреагировать на любые изменения в расписании;
- при желании мы можем быстро придумать вариант отдыха на вечер (захотели в парк - поехали в парк).
Счастье и несчастье в наших головах. Один и тот же стакан может быть наполовину полон и пуст. Желаю оптимизма всем читающим!