...На дворе стоял далёкий одна тысяча девятьсот восемьдесят пятый год. В то время женщину редко можно было встретить за рулём автомобиля. Да что там говорить, автомобиль в то время был далеко не в каждой семье.
Поэтому, предположение, что женщина в те застойные времена может работать водителем КамАЗа, попахивало какой-то фантастикой.
Однако, была у меня такая одноклассница Оксана, у которой мама действительно работала водителем КамАЗа в автоколонне! И эту легендарную женщину путём немыслимых уловок нашего классного руководителя, Анны Максимовны, удалось пригласить в школу на чаепитие. Уж не знаю, чем она её завлекла.
...И вот, перед нами, двенадцатилетками, стоит Валентина Ивановна: короткая стрижка ёжиком, никакой косметики. На широких плечах сидит крепко скроенный клетчатый шерстяной пиджак, на ногах тёмного цвета брюки. Обута она в мужские ботинки на шнуровке. Черты лица простые, как у доброй половины граждан.
По её облику, а в частности, по сильным узловатым рукам в многочисленных ссадинах видно, что она не робкого десятка и не неженка.
Но, сейчас она смущена до предела и, даже если что-то и готовилась сказать, то не может: слова застряли в горле.
Её Оксана призывно смотрит на маму, мол, чего ты медлишь? Начинай!
Анна Максимовна идёт на помощь растерянной женщине:
– Валентина Ивановна! Спасибо, что нашли время прийти к нам, чтобы рассказать о своей профессии! Дети! В качестве интересной информации хочу рассказать вам о том, что мне удалось прочитать накануне.
В СССР было разработано много грузовиков, однако, самым известным и узнаваемым из них стал КамАЗ 5320. Этот автомобиль появился на советских дорогах лишь в 70-е годы. Специально для его производства был построен не только новый завод, но и целый город – Набережные Челны.
– Да, это да. Это да, чё уж там, – резко кивнула Валентина Ивановна.
– Детям очень интересна эта тема, Валентина Ивановна. Знаете, как они вас ждали? Особенно мальчики! Расскажите нам о своих трудных буднях…
– Да чё уж… Ёлки-иголки…
Дети прыснули.
– А как так получилось, что вы выбрали именно эту профессию? Ведь она считается исконно мужской!
– Ну, дык… Ёлки-иголки… Как… – Гостья не знала, куда деть руки, и, наконец, пристроила их за спину.
– Ну..., может быть, на ваш выбор повлиял брат, отец, или это было просто стечение обстоятельств? Или вы чувствовали тягу к технике и механизмам с юности? Ну, расскажите нам, Валентина Ивановна, – взмолилась Анна Максимовна.
Но, всё было бесполезно! По непонятной причине, Валентина Ивановна забыла человеческую речь. В её глазах читался ужас. Она переминалась с ноги на ногу и при этом крупно вспотела.
– Мне бы, это …. Ёлки! Пойти переку…
– Вы имели в виду, перекусить? – спасла положение Анна Максимовна. – Чаепитие будет чуть позже! А пока, расскажите, бывали ли в вашей практике случаи, которые тяжело дались в профессии? Может быть, вам пришлось делать что-то такое, что вы запомнили на всю жизнь?
– А вот это было, – неожиданно оживилась Валентина Ивановна. – Значица, так, ёлки-иголки. Рассказываю. Представляете Мильковскую трасу? Вечер. Темнеет. Поздняя осень. Я еду обратно, порожняком. Смотрю: ядрён-батон! По рулю балабасить начало и по передним колёсам! На гравийке ещё ничего, а на трасе жуть! Еду, а сама чую, как переднюю резину что-то жрёт! Вспомнила я разговоры в гараже, поняла, что резина на левом переднем маленько не села по ободу, вот и получилось "яйцо"! Думаю, как бы доехать? Не лопнуло бы! Еду, ёлки-иголки, а сама думаю: надо балансировать колесо или вообще заменить его к чертям?
Мальчишки ловили каждое слово рассказчицы.
– Может, надо было заменить подшипник ступицы или диски? – выкрикнул Колька. Но его перебил Славка:
– Да неее! У меня у бати такое было на УРАЛе. Он сказал: ставишь машину на ровную твердую поверхность, делаешь одинаковое давление в шинах, а перед этим меняешь пальцы, регулируешь натяг подшипников, берешь специальную линейку, смотришь разницу и выставляешь.
Валентина Ивановна восхитилась познаниями мальчишек: "Ух ты, ёпрст!" и продолжала:
– Еду и думаю: а вдруг дело вообще в другом? На КамАЗах вечно, ёлки-иголки, колёса квардатные, и едешь на них как по картофельному полю поперёк борозд… И тут я слышу жуткий звук! Выхожу из кабины… А там!!
По виду Валентины Ивановны стало понятно, что она уже не в классе, а на той обочине. Теперь она попала в привычную среду, ведь речь шла о её любимом КамАЗе! Выражение лица стало деловым, сосредоточенным, как обычно бывает у профессионала в предвкушении решения проблемы. Она обошла стол учителя, встала перед "колесом", и, увидев, что с ним стало, воскликнула:
– Ё… .... ....!, что в переводе означало: «надо же было такому случиться»!
Анна Максимовна похолодела.
– Валентина Ивановна... Спасибо за содержательный рассказ, я уверена, вы решили проблему на месте, поэтому можно на этом и закончить....
– А чё ж не решить! Решила, ёлки-иголки. До гаража, правда, глубокой ночью доехала....
Валентине Ивановне понадобилось некое время для того, чтобы смахнуть морок воспоминаний. Теперь было не совсем понятно, отчего дети лежат на партах?
«Ты слышал? Она сматерилась!!»
– Тссс! Дети, тихо! – слегка обозлилась Анна Максимовна. – Сдвигаем стульчики! Таня, ставь чайник! Олег, помогай Тане!
Оксана не удивилась ничему. Она и не поняла, что так развеселило одноклассников.
За чаепитием Валентина Ивановна наконец-то расслабилась. Она была рада, что больше не надо выступать. Тяжело ей это давалось...
Анна Максимовна рассказывала об истории КамАЗов группе близко сидящих девчонок:
«… В 1973 году в Набережные Челны были доставлены документы на новые машины, а вскоре в городе появились и сами автомобили. Строительство Камского завода почти завершилось. Первый двигатель для КамАЗа-5320 был изготовлен в мае 1974 г. Первые пять автомобилей КамАЗ-5320 собрали на главном конвейере при активном участии водителей и конструкторов, проектировавших грузовик. Церемония торжественного съезда с конвейера состоялась 16 февраля 1976 года и сопровождалась митингом….»
А Валентину Ивановну, пахнущую гаражом, облепили мальчишки, и влюблённо разглядывали её чёрные ногти. Кто-то даже её обнимал и трогал за шею, пока она автоматически проверяла, на месте ли "Беломорканал".
Она всё время смущённо повторяла: – В общем, тяжко мне дался тот рейс, ёлки-иголки! Но мне, это, легче пять раз колесо поменять, чем… рассказы разговаривать.… Оксанка, чума ты берёзовая! Хватит лопать, как в последний раз!
– Так ты дома никогда не печешь, – огрызнулась она.
– Доедай хворост и пошли домой, ёлки-иголки! Уроки ещё, это, учить!
Рассказ опубликован на портале Проза.ру
Заходите в гости!
А были ли в вашем окружении легендарные личности? Расскажите)))
Интересный рассказ здесь
Друзья, спасибо за то, что Вы со мной. Кто не успел подписаться, приглашаю Вас на канал "Всякие россказни".
Пишите отзывы, ставьте лайки!
У нас тут душевно.
С вами Ольга.