В США в десятки раз больше издательств, которые выпускают современную прозу, чем в России. У нас в стране почти все издательства принадлежат одному холдингу. И если захотите опубликовать роман, то быстро обойдёте их все. В случае если никому из крупных издательств произведение не понравится, то вы его вообще не опубликуете. Только через самиздат. В США такой проблемы нет. Но обойти тысячи издательств невозможно. Как раз для этого и нужен литературный агент.
В Америке издательства тоже концентрируются в руках крупных холдингов, которых раньше называли The Big Five. Но потом произошла очередная перестановка и сейчас их четыре. Об этом идёт много разговоров в США, поскольку такая ситуация неблагоприятно сказывается на авторах из-за снижающейся конкуренции. Но даже в этой четвёрке много издательских брендов, а ещё на американском рынке огромное количество независимых издательств.
Если вы написали роман или сборник рассказов, то только рассылка рукописи может занять три года. Но при этом есть выбор и возможность быть опубликованным.
Зачем нужны литагенты
В США вообще нет издательств, которые принимают рукописи от автора. Для этого и нужен литературный агент, у которого налажен контакт с издательствами. Но чтобы агент начал «продавать» вашу рукопись, его нужно заинтересовать.
Каждый год в Америке издаются списки агентов с указанием жанра, которыми занимаются. Из этого списка нужно выбрать 200, а лучше 400 агентов, которые подходят по специализации. А также предварительно узнать, какими книгами занимается тот или иной литагент. Затем отфильтровать тех, что работают с произведениями, похожими на ваше. Потом составить мотивационное письмо и отправить его агенту.
Мотивационные письма для литературных агентов — это отдельная большая тема. Но если коротко, то там должно быть указано:
- что за текст,
- на что он похож,
- чем может быть интересен аудитории,
- а также какая аудитория у романа.
Обязательно нужно упомянуть, почему вам понравился этот агент и чем ваш текст может его заинтересовать. Такие персонализированные письма нужно составить для каждого агента и разослать, прилагая свою рукопись.
Если все сделаете правильно, то примерный отклик по литературным агентам составляет 10%. То есть если вы отправили письма 400 агентам, то сорок ответят. В процессе общения большая часть агентов отвалится. Но по статистике самим текстом заинтересуются 10% от ответивших, то есть четыре человека. А дальше начинаются переговоры, которые могут закончиться подписанием контракта.
В США литературный агент выступает ещё и в роли первого редактора. Он выскажет мысли по поводу текста, а автор должен внести изменения в текст. Только в таком случае возможно дальнейшее сотрудничество. Часто бывает так, что вы работаете над текстом ещё год, после того как подписали контракт с литагентом.
Опытные авторы рекомендуют выбирать того литературного агента, который согласился с вами работать, но настроен максимально критично к вашему тексту. Это значит, что с его помощью вы сделаете текст ещё лучше. В США авторы не боятся править рукопись. Там нет идеи о том, что написанное автором произведение — это финальная версия.
Как уже поняли, написать роман в США — это полдела. Ещё столько же времени уйдёт на то, чтобы добраться до литературного агента и издать книгу.
#книгоиздание #книжный рынок #американские писатели #литературный агент #современная проза #как издать книгу #издательство #издать книгу