Разграбив кельтские племена Галлии в 105 году до н.э., германцы видимо убедились в своей силе и решили навестить Трансальпийскую Галлию. В сенате начался переполох, необходимо было в кратчайшие сроки решить, кто возглавит недавно собранные 10 легионов - последний мобилизационный запас республики.
На пост командующего был избран консул Гней Маллий Максим, молодой и неопытной в военном ремесле представитель знати, на которого возложили огромные надежды. Вторая часть войск была поручена проконсулу Квинту Сервилию Цепиону. Десять легионов были разделены на два корпуса и выдвинуты на север Трансальпийской Галлии, где встали лагерями на реки Рона недалеко от города Араузиона. Предполагалось, что именно здесь кимвры и их союзники попытаются пересечь границу. Между Квинтом Сервилием и консулом Гнеем Маллием возник конфликт. Маллий был плебейского происхождения и являясь представителем новой знати еще не имел значительного веса в аристократической среде. Квинт Сервилий воспринимал его как недостойного человека и потому отказывался подчиняться его командованию.
В октябре 105 года до нашей эры кимры вторглись в Трансальпинскую Галлию и разбили отряд авангарда легата Марка Аврелия Скавра. Вскоре после известия о нападении к кимврам выдвинулся корпус консула Гнея Маллия, начались переговоры. В это время Квинт Сервилий со своими силами пересек реку и не согласовывая действий с консулом ударил по лагерю кимвров. Вероятно Квинт опасался успешных действий своего оппонента Маллия и стремился сорвать его планы, забрав всю славу победителя себе. Штурм лагеря кимвров лишь в первые минуты сражения казался успешным, но вскоре когда германцы опомнились и вместо того, чтобы обратиться в бегство, взялись за оружие и построились, стало понятно, что сражение будет тяжелым.
После затянувшейся попытки штурма лагеря кимвров уже не могло идти речи о дальнейшем наступление. Квинт Сервилий начал отводить войска назад, в этот момент кимвры ударили из-за лагерных укреплений, римляне обратились в бегство. Проконсул успел спастись уплыв на лодке с поля боя. Вскоре та же участь постигла корпус Гнея Маллия Максима. Сообщение о действиях Квинта Сервилия достигли его слишком поздно, он не успел поддержать атаку второго корпуса. Кимры не теряя времени атаковали второй римский лагерь. Деморализованный поражением и гибелью второй армии легион Гнея Маллия не выдержал нападения и также обратился в бегство.
По итогу сражения было уничтожено две трети римских сил, из десяти легионов ни один не сохранил боеспособной численности, а большая часть из них вовсе была уничтожена. От полного разорения провинцию спасло только наличие высоких стен у римских колоний и городов. Кимвры не имели достаточного опыта осадной войны и потому не тратили лишнего времени на попытки штурма хорошо укрепленных поселений. Уйдя в Испанию кимвры и тевтоны ураганом прошлись по ее северо-западным областям. Поражение при Араузионе стала самым крупным со времен битвы при каннах и это не преувеличение.
Еще в начале Кимврской войны легионы столкнулись с проблемой упадка качества рядового состава от легкой вспомогательной пехоты до гастатов и принципов, даже понижение имущественного ценза не позволяла восполнить нехватку людей в войсках. Последние набранные десять легионов для войны с кимврами и тевтонами стали на деле последним резервом, который себе могла позволить республика при текущей системе комплектования.
Статьи с подобной тематикой: