Во второй половине 70-х годов специалисты бюро «Малахит» по заказу ВМФ СССР приступили к разработке проекта достаточно необычной субмарины, предназначенной для проведения диверсий и разведки в акваториях с небольшими глубинами.
Уже летом 1984 года на ЛАО заложили первую подлодку пр.865 с шифром «Пиранья». При надводном водоизмещении в 218 тонн (в подводном – около 319 тонн), субмарина имела длину немногим более 28 метров при наибольшей ширине порядка 4,7 метра.
Особенности
Корпус лодок пр.865 изготавливался из титановых сплавов и был рассчитан на максимальную глубину погружения в 200 метров. Надводная и подводная скорость «Пираньи» составляли 6 и 6,7 узлов соответственно. При 4-узловом экономичном ходе подлодка могла пройти до 260 миль, находясь под водой, и до 1000 миль без погружения. Автономность не превышала 10 суток.
Несмотря на малое водоизмещение, субмарина имела двухкорпусную схему и два отсека, а экипаж состоял всего из трех человек в лице командира-штурмана, помощника по радиоэлектронным системам и помощника по электромеханической части.
Энергетическая установка
ГЭУ «Пиранья» включала дизель-генератор на 160 кВт и 60-киловаттного гребного электродвигателя, которые обеспечивали работу единственного гребного винта, имеющего поворотную насадку, выполняющую роль вертикальных рулей. В целях снижения шумности все ключевые механизмы лодки монтировались по двухкаскадной схеме.
При этом ГЭУ лодки отличалась высокой автоматизацией и второй отсек, электромеханический, во время выхода в море посещали исключительно для контроля параметров работы и проверки текущего состояния оборудования.
Вооружение
«Пираньи» получили два специальных внешних контейнера, предназначенных для буксировщиков и транспортировщиков водолазного оборудования снаряжения (4 х «Протон» или 2 х «Сирена-У» соответственно), а также два устройства для постановки мин, в которых размещались или две мины ПМТ или четыре донные мины высокой мощности или две торпеды «Латуш» (400-мм, спецверсия СЭТ-72).
Что любопытно, самым главным «вооружением» субмарин данного проекта стала возможность принятия на борт, высадки и обеспечения работы диверсионных-разведывательных групп, состоящих из шести диверсантов. Для их выхода использовалась специальная док-камера, обеспечивающая выход боевых пловцов на глубинах до 60 метров, в том числе и находясь на грунте.
Системы
Нужно отметить, что радиоэлектронные системы, в составе радиолокационного комплекса МРКП-60 «Радиан-М», отличающегося малыми габаритами, и гидроакустического комплекса МГК-13С «Припять-С», были специально разработаны для применения на подлодках 865 проекта.
История проекта
Всего по пр.685 было построено две субмарины с тактическими номерами МС-520 (заложена летом 1984, передана флоту летом 1986) и МС-521 (закладка декабрь 1987, сдача флоту декабрь 1990). Третья «Пиранья», МС-518, заложенная в 1988 году, уже в 1991 была «снята с постройки».
На МС-520 и МС-521 было сформировано по два сменных экипажа для каждой лодки, а также специальный технический экипаж, который занимался обслуживания обеих субмарин.
Весной 1999 года субмарины МС-520 и МС-521 были отбуксированы на разделку в Кронштадт – не прослужив и десятка лет подлодки в итоге не нашли конкретного применения. Причин этому несколько – это и недостаточное финансирование, и заявления специалистов флота об их ненужности, а также недостатки проекта, включая сложности в обслуживании и эксплуатации лодок.
Интересные факты
Одна из «Пираний» до разделки успел принять участие в съемках многим известной комедии «Особенности национальной рыбалки». Кроме того, ходят слухи, что одну из них пытались приобрести представители Пабло Эскобара – крупного наркобарона, но «что-то там не срослось».