Насколько реиграбельна настольная игра за 7000 рублей, откуда такой ценник и "потянет" ли её советский стол-книжка?
Начнём с преамбулы. Я не то чтобы фанат настольных игр, меня больше привлекают ролёвки настольные или же обычные видеоигры, но определённое влечение к такого рода развлечениям я всё равно испытываю. Так что если вы пришли за какой-то объективной экспертной критикой от человека, который переиграл в тысячи настольных игр, лучше ищите какой-нибудь качественный обзор от знающих людей. С по-настоящему "большими" играми (те что не на 1-2 часа, а побольше) дел я до этого не имел (кроме опять же ролёвок), поэтому "Особняки безумия" от Fantasy Flight Games, а именно их вторая редакция, стала первым подобным для меня (и моих друзей) опытом.
Текст НЕ является рекламой!
Первое, что бросается в глаза – это, конечно, размер коробки (2,5 кг). Такую в рюкзак не кинешь, чтобы сыграть партию в гостях. Либо мучиться с большим пакетом (благо Hobby World такие даёт при покупке), либо на личном транспортном средстве в гости добираться. Можно конечно выложить всё содержимое и аккуратно упаковать в чемодан или любую другую ручную кладь, но, согласитесь, как-то это неправильно.
А теперь о том, что внутри этой коробки.
Содержимое коробки
Сверху аккуратно лежат сразу 3 бумажных объекта: брошюра с рекламой, правила и справочник.
Брошюра говорит о том, что для игры недостаточно содержимого коробки. Необходимо установить бесплатное приложение Mansions of Madness из магазинов App Store, Google Play, Amazon или Steam. Без него игра невозможна, поскольку это приложение выполняет роль "гейм-мастера", что является своеобразной фишкой и главным отличием первой редакции "Особняков" от второй.
Книга правил состоит из 20 страниц и описывает базовые правила, а также рекомендации по быстрому старту. Справочник представляет собой словарь терминов, описывающих внутриигровую механику. Заранее оговорюсь, что спорные моменты в ходе игры заставят вас обратиться к справочнику не раз, но не всегда вы сможете найти в нём прямой ответ на свой вопрос. Тем не менее, это вещь необходимая на первых двух-трёх партиях.
Дальше идут плотные картонные листы с тайлами полей, токенами персонажей, карточками монстров и прочими жетонами, которые нужно выдавить.
Лично у меня наибольший интерес к этой игре вызывали именно тайлы с помещениями. Всего их 24 штуки, но они двусторонние. Основной концепт игры заключается в том, что приложение-ГМ само генерирует игровую карту на экране устройства, а игроки выстраивают эту же карту из аналогичных тайлов на столе. В теории это даёт большой потенциал к реиграбельности, как в играх жанра rogue-like.
Далее идут зип-лок пакеты с картами. Они маленького формата (41x63 мм), что носит как положительный, так и отрицательный характер. Что плохо – мелкий шрифт и легко потерять, в случае падения карты "в диван". Что хорошо – когда ваш стол заставлен большим количеством тайлов помещений, большие карты очень бы мешали. Всего карт 6 типов: обычные вещи, уникальные вещи, заклинания, состояния, урон и ужас.
Ещё в одном зип-лок пакете лежат дайсы. D8 в количестве 5 штук с символикой игры на гранях. В ролёвки с такими не поиграть, разве что в Fate Core какой-нибудь извернутся, но лучше не надо.
Далее идут карточки-"чарники" чуть большего формата (119x69 мм).
Следом лежат ещё несколько пустых зип-лок пакетов. В них хорошо складываются выдавленные из картона различные жетоны. Это конечно хорошо и предусмотрительно, но иметь какой-никакой органайзер для жетонов и карт внутри самой коробки было бы куда удобнее.
Самое ценное содержимое коробки скрыто под плотным слоем картона. Ещё 3 больших пакета: фигурки персонажей игроков (8 штук), фигурки монстров (24 штуки) и подставки.
Книга правил говорит, что перед игрой необходимо приклеить больших монстров к большим подставкам. Мелкие монстры держаться на "штырях" в ногах, вставляемых в подставку, а у персонажей игроков подставки "встроенные". Некоторые монстры легко вставляются в подставку и прекрасно держаться, а некоторые вываливаются от малейших колебаний, что не есть хорошо. Может просто мне "повезло", но в интернете я замечал упоминание такой беды не раз. В принципе, ничего не мешает вам и их приклеить к подставкам, всё равно подставок столько же, сколько и фигурок, но это скажется на усложнении транспортировки.
Беглым взглядом дилетанта могу сказать, что фигурки выполнены хорошо, без претензий на какую-то потрясающую детализацию. В конце-концов, за такие деньги и в таком количестве по какому-нибудь Вархаммеру фигурок не найти, но там и уровень детализации совсем иной. Крепкий средняк за свои деньги. А если ещё и покрасить качественно, то вообще шикарно будет.
На этом содержимое коробки заканчивается. Переходим к игровому процессу.
Кратко по сути
Игроки, как и положено играм по вселенной Говарда Филипса Лавкрафта, играют роль сыщиков, которые исследуют загадочные дела, рано или поздно приводящие слишком любознательных личностей к безумию от осознания собственной беспомощности перед Древними божествами и их порождениями.
Перед игрой необходимо включить приложение Mansions of Madness и выбрать сценарий. После этого выбираются сыщики и им раздаётся стартовый набор имущества, который игроки распределяют между собой. Диктор озвучивает синопсис дела и приложение отправляет игроков на задание.
Разумеется, перед тем как что-то нажимать в приложении стоит прочитать правила, чтобы понять что вы вообще можете нажимать, поскольку приложение никак не учитывает правила перемещений, действий и очерёдности ходов.
Приложение говорит какие тайлы карты как выложить, какие жетоны в каких областях расположить и вкратце описывает окружение. Сыщики во время своего хода, именуемого "фазой сыщиков" могут перемещаться, взаимодействовать с жетонами, открывать двери, изучать точки интереса, подбирать предметы и бить монстров.
После того, как каждый сыщик совершил любые два вышеперечисленных действия наступает "фаза мифа". Как правило, приложение предлагает игрокам пройти проверки каких-нибудь характеристик, чтобы выяснить, как персонажи переживают те или иные психологические потрясения, происходящие на локации. После этого ход делают дружелюбные NPC (если таковые имеются) и монстры, действия которых также описывает приложение. Важно понимать, что приложение не знает, где находятся персонажи игроков, так что монстры двигаются абстрактно к "сыщику с самым большим показателем здоровья" или "в сторону коридора, нападая на первого встречного". Сыщики снова проходят проверки, кидая кубы, чтобы выяснить, получили ли они какой-то урон, после чего бросают спасброски от воздействия монстра на их психику. Затем снова наступает "фаза сыщиков".
Иногда сыщику, который взаимодействует с каким-либо объектом, приходится решать головоломку в приложении. Всего их 3 разновидности: отгадывание кода, пятнашки и условный "сокобан". Количество ходов при этом ограничено каким-либо навыком персонажа, который её решает. Не сказать что верх оригинальности, но большего и не надо.
Игра заканчивается, когда будет выполнена цель сценария, которая не всегда известна заранее. Если хоть один из сыщиков погибает или сходит с ума, у оставшейся команды есть 1 ход, чтобы закончить игру, иначе сценарий считается проигранным.
Тёмная сторона особняка
Игровой цикл в "Особняках безумия" в чём-то копирует оный из "Ужаса Аркхема", на основе которого система "Особняков" и разработана. Каждая "фаза мифа" неумолимо приближает гибель сыщиков и как бы им не везло на проверки, рано или поздно ужасные сущности доберутся до них либо физически, либо ментально, что должно побуждать игроков не медлить и продумывать каждый свой ход.
И это в определённой степени работает. Каждый последующий ход нагоняет саспенса, поскольку всё чаще встаёт выбор какие действия могут быть критически важными в данный момент, а чем можно пожертвовать. Экспериментально доказано, что одно действие в нужный момент может отделять игроков от победы, и оно же может заруинить всю четырёхчасовую партию. Дух командной игры это всё также передаёт, ведь одиночки в партиях либо не выживают сами, либо подставляют всю остальную команду (проверено дважды).
Отдельно хочется отметить концепцию критических состояний. Когда игрок накапливает количество карт ужаса равное своему показателю рассудка, он получает особую карту "Безумие". Эта карта сильно ограничивает игрока в каких-либо действиях как в игре, так и иногда за столом. При этом что за состояние персонаж получил, игрок по правилам говорить своим товарищам не может. Для него может измениться условие победы, при этом оно, зачастую, противоречит условиям победы всех остальных игроков. Победить или поступить благородно – решать вам, однако игра рекомендует всё-таки выполнять своё условие победы, ведь персонаж игрока не просто так стал безумен. Будьте готовы к последствиям, что вас возненавидят за столом после вашей победы.
В общем, что касается эмоций по части нагнетания обстановки безысходности, игра справляется на ура, по крайней мере когда вы играете незнакомый сценарий. И тут возникает основная загвоздка.
Как только вы запускаете сценарий, в который вы уже играли, второй раз, возможны три варианта развития событий:
1) Карта с самого начала построится совершенно отлично от того, что вы уже видели, что вынудит игроков по-новому оценивать окружающую обстановку, пусть и со знакомой целью.
2) Сценарий, который вы выбрали, изначально подразумевает разветвлённое прохождение, так что игроки могут сами решить пойти другим путём.
3) Приложение решит выстроить комнаты точно также, как это было в прошлой игре, разложив лишь на месте одних предметов другие.
К сожалению, третий вариант случается чаще, чем хотелось бы. Но к технической реализации приложения мы ещё вернёмся. Хочется обсудить сценарии.
При покупке базовой игры, в приложении-компаньоне доступно лишь 4 сценария на выбор, каждый со своей сложностью и продолжительностью, что указаны при их выборе. В двух из них вы исследуете поместья, в двух других действия происходят на более открытых пространствах (улицах). При этом только один из них строится по принципу классического детектива, тогда как остальные больше про палповый экшен, выживание и сражения с монстрами. Да, этого хватит на 4 серьёзных посиделки, но всё же этого как-то маловато. Ещё 3 сценария можно докупить в качестве DLC в Steam (проверял только эту версию приложения) за 133 рубля каждый. Не великие деньги, но всё же, что мешало их включить в стартовый набор игры? Возможно планировалось расширение библиотеки сценариев именно за счёт этих дополнений, но похоже идея выгорела раньше, чем эти новые сценарии были готовы. А возможно идею заменила новая.
Другие дополнительные сценарии открыты в приложении, однако чтобы сыграть в них, необходимо докупить физические дополнения к "Особнякам безумия", каждое из которых стоит от 2 до 4 тысяч рублей. В этих дополнениях имеются новые карты полей, сыщики, монстры, карты предметов, заклинаний и т.д. Таким образом, поиграть без необходимых полей и монстров вам не получится (физически попробовать конечно можно, но какой в этом смысл?). Всего на момент написания статьи доступно 6 дополнений, что в сумме расширяет количество сценариев игры до 22 штук. Есть ли смысл покупать их все? Вопрос спорный. Я вот желанием пока не горю, учитывая СКОЛЬКО денег на всё это надо. А это говорит вам человек, который собирает физические копии игр на Switch.
Благо, есть ещё один замечательный вариант продлить вам удовольствие от "Особняков" без дополнительных вложений. Приложение Valkyrie позволяет игрокам самостоятельно создавать сценарии для "Особняков безумия" и "Descent: Странствия во тьме" (другой игры от Fantasy Flight Games). В нём также можно отметить, какие из физических дополнений к игре у вас есть (импортируется из настроек оригинального приложения). Присутствуют и сценарии переведённые на русский язык, за что огромное спасибо русскоязычному сообществу этой игры. В общем, это поможет хоть как-то разнообразить игровой опыт от "Особняков" ещё на несколько партий.
Ах да, хотел вернуться к приложению-мастеру. Сама концепция использования каких-то дополнительный приложений для игры в настольные игры не нова. Было бы ещё интереснее, если бы у этого всего была какая-нибудь AR-составляющая, но да ладно. Другое дело, что приложение выполнено всё равно довольно скудно.
Как я уже отметил, паттернов выстраивания карты и объектов на ней не слишком много. Хотя казалось бы, уж разместить жетоны каких-нибудь баррикад можно вообще в любой комнате, но приложение упорно их выставляет в одних и тех же комнатах, в которых их прописано выставить. Кто-то скажет, что это сделано в угоду баланса, ведь баррикады располагаются именно в этих местах не случайно, я же скажу, что от толики случайности игра бы только выиграла. Предметы же почему-то перетасовываются.
Описаний проверок и их последствий достаточно, они уникальны для каждого монстра и довольно красочны. Тем не менее, было бы здорово, если бы монстры могли каким-то образом взаимодействовать с окружением, а не просто "идти в сторону такой-то комнаты и атаковать встречных сыщиков". Да, приложение не знает в какой комнате в текущий момент игры находится тот или иной монстр, но можно же его заставить пойти в определённую комнату и делать определённые вещи. Такие взаимодействия конечно есть, но они чисто сюжетно "заскриптованы" и их не так много (в окно влетает факел и поджигает комнату или монстр убивает встреченного NPC).
Звуковое сопровождение у приложения также довольно скудно. По ощущениям, единственная звуковая дорожка растянута минут на 30, после чего просто повторяется заново. На звуковых эффектах тоже сэкономили. Они есть, но из того, что я могу вспомнить только звук скрипящей двери и разбивания стекла. Очень жаль, ведь звук – одна из важнейших составляющих хорроров. По итогу обстановка в игре накаляется сама по себе чисто с психологической точки зрения игроков, когда их здоровье или рассудок на исходе. Внешним фактором в виде нарастающего давящего эмбиента это бы только усиливалось. Но звуковая дорожка, к сожалению, никак динамически не изменяется.
Что там со столом-книжкой то?
Советский стол-книжка – необходимый атрибут любого настольного и застольного развлечения на пост-советском пространстве. Если вы играете не на нём, то я за вас очень рад, ведь вы можете себе позволить купить другой стол. В моём случае же, что мы собираемся у меня дома, что у друзей, стол-книжка обязателен для игры в настольные игры.
Что касается "Особняков безумия", то тут ситуация сложная. С одной стороны, нашего атланта хватает "впритык", чтобы разместить на нём игровое поле и чтобы всем игрокам хватило места для раскладывания своего имущества в виде карточек. Конфигурация справедлива для 5 игроков, что есть максимум. С другой стороны, перед игрой стоит подумать о выделении опционального места под следующие нужды.
Во-первых, на стол помещается девайс с запущенным приложением (в нашем случае это был ноутбук), также занимающий часть свободного пространства. Можно сэкономить место, положив телефон или планшет. Идеальным же вариантом, как по мне, будет наличие рядом со столом телевизора, к которому подцепить либо ноутбук через HDMI, либо, в случае смарт-ТВ, запустить приложение через какой-нибудь Steam Link на ПК, либо выводить экран телефона на экран телевизора. Также, необходим один игрок (либо специально выделенный человек), который этим приложением будет управлять, так что у него должен быть лёгкий доступ к девайсу. Вот казалось бы, хотели разработчики от гейм-мастера избавиться с этим приложением, а подмастерье всё равно нужен.
Во-вторых, учитывая что даже в базовом издании имеется сценарий, рассчитанный по продолжительности на максимальные 360 минут (у нас на него ушло 5 часов), имеет смысл выделить место под закуски и напитки. Если закуски жирные, также не лишним будет снабдить каждого игрока неким подобием стика (надеюсь оно так называется, пришлось гуглить), как у крупье в казино, чтобы можно было дистанционно передвигать свою фигурку (благо тайлы полей стыкуются между собой весьма плотно), а также указывать игроку, что ближе всех к ноутбуку, какой жетон действия он хочет активировать. Ну а кружки с горячими напитками, разумеется, на игровые поля лучше не ставить.
В-третьих, органайзер игрового инвентаря. Если колоды с картами травм и предметов занимают не так много места, за счёт их компактного формата, то вот фигурки монстров уже приходится теснить, если вы их размещаете на столе. Из собственного опыта скажу, что лучше их оставить в коробке (при неимении адекватного органайзера миниатюр), а коробку держать где-то рядом с подмастерьем: под столом или на какой-нибудь табуретке. Там же можно хранить и жетоны улик, NPC, активностей и т.д., но можно их просто выстроить башенками на столе. Форм-фактор жетонов и их небольшое количество помогает конструкции выдержать несколько лёгких покачиваний стола (вероятно наличие дополнений уменьшит устойчивость).
В-четвёртых, мы наконец дошли до игрового поля. Один нюанс, касающийся нашего атланта, может немного испортить ваш опыт от "Особняков". Речь о стыках между двумя его половинками и центральной ножкой. Если ваш стол достаточно старый, его крылья наверняка немного "просели" и находятся на разных уровнях с ножкой. Это может оказаться проблемой при построении карты от центра стола, поэтому рекомендуется ставить стыки тайлов полей на стыки между крыльями и ножкой. Есть вариант с расположением поля только на одном из крыльев, но тогда вам может стола не хватить, да и тянуться игрокам, которые сидят на другой половине, будет неудобно.
В-пятых, не всегда сразу очевидно, в какую сторону будет "расти" особняк по ходу сценария, поэтому не исключена возможность поворота всей карты на 90 градусов, как только возникнет необходимость (стол в ширину закончится).
Ну и в-шестых, вышеобозначенные тезисы справедливы лишь для базового издания игры без учёта дополнений. Вполне вероятно, что ваш игровой особняк разрастётся чуть больше, чем стол-книжка может себе позволить либо в длину, либо в ширину. Экспериментально проверить данное суждение в данный момент мне не представляется возможным. Если у читателя имеются результаты данного опыта, попрошу поделиться ими в комментариях.
По итогу, советский стол-книжка "тянет" "Особняки безумия" при своей максимальной конфигурации и пятью игроками за ним, но делает это с некоторым оговорками.
Краткий вывод
Стоит ли игра своих денег? Базового набора, без дополнительных сценариев, хватит на 4-8 партий, в зависимости от того, интересно ли вам будет переигрывать пройденные сценарии, если вы прошли их с первого раза. Округляя и усредняя, получаем 1000 потраченных рублей на одну партию, что дороговато (что разумеется, относительно и зависит от вашего заработка). Ситуацию в этом случае спасают "фанатские" сценарии, но и они далеко разгуляться не дадут, ведь базис, на котором стоит основная игра, довольно примитивен и разбавить его новыми механиками внутри самого сценария, довольно сложно, это вам не моды на Скайрим. С другой стороны, этот базис является и жирным плюсом, который позволяет за 10 минут объяснить правила любому новому игроку. Если вы не любитель переусложнённых правил, то "Особняки" вам зайдут. Но место для споров по поводу правил найдётся и тут (в основном из-за карт "Безумия").
Тем не менее, заскучать она не даст. Несмотря на небольшие недоработки (хотя это скорее мои личные "хотелки"), которые касаются работы приложения, эмоций от "Особняков" вы получите достаточно. Разобраться в правилах первый раз несложно, хватит одной игры, а период скучания неактивных игроков за столом, даже для максимума, небольшой (если игроки работают сообща, выдвигают свои теории касаемо расследования и действительно думают над своими ходами).