Найти тему
SISTEMA-STAGE

Художник по свету Патрик Вудрофф: «Это лучшая работа в мире!»

Patrick Woodroffe
Patrick Woodroffe

Патрик Вудрофф начал свою карьеру в середине 70-х и с тех пор освещал и проектировал шоу для таких звёзд как ABBA, Адель, Боб Дилан, Genesis, Rammstein, Род Стюарт, The Eagles, Леди Гага и Элтон Джон. Он был художником по свету и креативным директором у Rolling Stones и освещал шоу Майкла Джексона, работал над мюзиклами «Вестсайдская история», «Призрак оперы» и «Иисус Христос — суперзвезда» и проектировал свет для Лондонских Олимпийских игр. В этом интервью он рассказывает о своей профессии и даёт советы начинающим художникам по свету.

Чем ты занимаешься?

Я — художник по свету. В широком смысле эта работа включает в себя освещение сцены и создание световых картин, придающих представлению настроение и динамику. Но мы не просто усиливаем существующую эстетику. Когда речь идёт о таких масштабных событиях как рок-концерт, мы имеем дело с настоящим световым шоу, которое играет свою собственную роль. Свет — это важный инструмент, а художник по свету — ключевой участник любого живого представления.

London Olympic Games_Opening Ceremony_2012
London Olympic Games_Opening Ceremony_2012

А что именно ты освещаешь?

Мне приходилось проектировать свет для самых разных представлений, в основном с участием актёров или исполнителей. Это были живые концерты (от классической музыки до рок-н-ролла), телевизионные шоу, традиционные и современные оперы, множество разных танцев, музыкальные постановки и другие массовые зрелища. Иногда я освещаю более специфические мероприятия — модные показы, церемонию вручения Оскара и даже Олимпийские игры в Лондоне. Я также занимался архитектурной подсветкой отелей и ночных клубов Лас-Вегаса, и проектировал свет для других публичных пространств, где свет должен усиливать человеческие эмоции.

Rolling Stones_No Filter Europe Tour_2017
Rolling Stones_No Filter Europe Tour_2017

В чём конкретно заключается работа художника по свету?

Я работаю не один — обычно под каждый проект формируется целая творческая команда, которая и занимается всеми вопросами освещения шоу. Мои конкретные действия зависят от содержания проекта. Например, если речь идёт о рок-концерте или театральном представлении, я встречаюсь с заказчиком или режиссёром и предлагаю концепцию освещения, общий подход к шоу. Затем нужно понять, как интегрировать этот свет в существующий сеттинг, составить спецификацию и заказать оборудование на весь театральный сезон или концертный тур.

Rolling Stones_No Filter Europe Tour_2017
Rolling Stones_No Filter Europe Tour_2017

Кроме того, я отвечаю за набор команды программистов и операторов и присутствую на репетициях, пока мы вместе с режиссёром не проработаем весь световой сценарий. После этого я, как правило, присутствую на нескольких первых представлениях, а затем время от времени возвращаюсь и проверяю, всё ли в порядке.

Elton John_Yellow Brick Road_2018
Elton John_Yellow Brick Road_2018

Как проходит твоя типичная рабочая неделя?

Типичных недель не бывает, поскольку проекты очень сильно отличаются друг от друга. Всё зависит от того, на каком этапе я нахожусь. Это может быть стадия проектирования или репетиционный процесс, а может, мне пора отправляться в дорогу, так как тур уже начался. Я работаю в разных странах мира и провожу много времени в разъездах. Иногда я завтракаю у себя на кухне, в Англии, а обедаю уже на Западном побережье Америки (или выпиваю с коллегами в Сингапурском баре). За год я обычно успеваю поработать над 20 проектами, и это то, что делает мою работу такой необычной и привлекательной.

Elton John_Yellow Brick Road_2018
Elton John_Yellow Brick Road_2018

Как ты стал художником по свету?

Я начинал, когда мне было 18, в то время этой профессии попросту не существовало. Если кто-то устраивал шоу, прокатные компании присылали минивэн с оборудованием и пару парней, один из которых выполнял обязанности осветителя. Сегодня освещение — сложный и быстрорастущий бизнес, в котором есть огромное количество узких специальностей. Я начинал с нижней ступени карьерной лестницы и сделал большой шаг вверх, когда Род Стюарт неожиданно уволил своего художника по свету за неделю до начала тура. Мне повезло оказаться в нужное время в нужном месте, и все следующие 40 лет я так и продолжал ставить свет для многих известных рок-групп и исполнителей.

Elton John_Yellow Brick Road_2018
Elton John_Yellow Brick Road_2018

Что тебе нравится в твоей работе?

Я люблю перемены, и мне нравится погружаться в новый мир всякий раз, когда я беру очередной проект. Освещение оперы кардинально отличается от освещения рок-концертов, а проектирование архитектурных инсталляций подчиняется совершенно другим законам, нежели освещение балетных постановок. Кроме того, меня вдохновляют поездки, в них со мной произошло множество разных приключений. И конечно, большая награда — быть частью команды творческих и интересных людей, вместе работать над воплощением идей и созданием впечатлений для зрителей.

Но лучший момент — это вечер премьеры, тот момент, когда в зале гаснет свет, а затем — самый финал шоу, когда ты понимаешь, что всё было сделано так как нужно.

Rock the Ballet X_2018-2019
Rock the Ballet X_2018-2019

А что не нравится?

Плохого не так уж много. Иногда приходится грустить из-за того, что нахожусь далеко от дома, хотя моя семья к этому привыкла и с самого начала воспринимала это как данность. Иногда огорчает сложный характер режиссёра или поп-звезды. Это создаёт дополнительный стресс, но всё это — часть работы. Я стараюсь прокачивать свои дипломатические навыки так же, как и технические.

Rock the Ballet X_2018-2019
Rock the Ballet X_2018-2019

А деньги компенсируют эти неудобства? Сколько зарабатывает художник по свету?

Обычно я получаю фиксированную сумму за готовый проект шоу (она разделяется на 2-3 платежа и выплачивается постепенно, по мере продвижения проекта). Когда начинаются представления, мне выплачивают небольшой еженедельный гонорар.

Я часто берусь за маленькие недорогие проекты, но с течением времени они окупаются за счёт других — крупных и хорошо оплачиваемых шоу. Театральный художник, ведущий сразу несколько проектов, может заработать миллион долларов в год, но это — те, кто находится на самой вершине профессии. В среднем востребованный художник по свету может рассчитывать на сумму от 250000 долларов.

А сколько ты зарабатывал в начале своего пути?

В первое время — около сотни фунтов в неделю, и мне тогда казалось, что я почти миллионер!

Chess_2018
Chess_2018

Какие знания и навыки нужны для того, чтобы овладеть этой профессией?

Когда я начинал, ещё не было возможности получить какое-то формальное образование в этой области, но сейчас существуют колледжи и университетские курсы, где преподают световой дизайн и программирование. Я бы очень рекомендовал пройти такой курс, чтобы изучить технические и творческие основы профессии. Я думаю, художник по свету должен обладать не только художественным чутьём, но также быть организованным, общительным, практичным и креативным в равной мере.

Chess_2018
Chess_2018

Что самое трудное в профессии художника по свету?

Наверное, труднее всего — генерировать новые идеи. Я часто следую за оригинальной концепцией продюсера, режиссёра или сценографа, но иногда приходится начинать с чистого листа. Тогда я придумываю, как можно использовать существующие технологии необычным образом или как построить шоу, основываясь на определённом эффекте. Кроме того, едва ли не в каждом проекте приходится работать под жёстким давлением сроков, поэтому очень важно быть стрессоустойчивым.

Pink Floyd Exhibition
Pink Floyd Exhibition

Какой совет ты хочешь дать начинающим художникам по свету?

Не ограничивайте себя работой с рок-группами, диверсифицируйтесь. В профессиональном освещении существует сотня нишевых рынков, в которых можно зарабатывать на жизнь. Освещайте всё, что можете, — в школе и в колледже, в любительских театрах, даже в собственной спальне, и постоянно учитесь. Замечайте, как свет отражается от разных предметов, как он меняет цвета и тени и т. д. Фиксируйте всё, что видите, — интересную архитектуру, спецэффекты в фильмах, закатный свет из-за облаков, — ведите творческий дневник и ищите свою собственную эстетику. Любите свет и любите жизнь!

Pink Floyd Exhibition
Pink Floyd Exhibition

Успеваешь ли ты отдыхать?

Мне кажется, я очень много времени провожу в размышлениях. Если я не работаю над каким-нибудь конкретным шоу и нахожусь у себя дома в Великобритании, я планирую или придумываю что-нибудь новое. У меня вообще нет такого понятия — проснуться и пойти на работу. Я никогда не относился к этому, как к работе, хотя за 40 лет своей карьеры успел добиться некоторого успеха.

Rammstein_Stadium Tour_2019
Rammstein_Stadium Tour_2019

Чего не знают о твоей работе люди, далёкие от профессионального освещения?

Мне кажется, многие думают, что всё театральное шоу делается на компьютере. Да, в итоге все световые картины сохраняются в памяти компьютера, но рождаются они в голове художника по свету.

О чём ты мечтаешь? Каковы твои цели на будущее?

Хочу продолжать заниматься творчеством, хорошо делать своё дело, оставаться на связи с друзьями и, когда придёт время, уйти на пенсию довольным и счастливым.

Rammstein_Stadium Tour_2019
Rammstein_Stadium Tour_2019

Что ещё ты бы хотел сказать о своей работе?

Это лучшая работа в мире!

Сайт фирмы «Система»: https://sistema-stage.ru