Найти тему
Экология отношений

Кооперация и конкуренция в произведениях баснописцев

Из века в век задачи людей не меняются, и это хорошо можно отследить через басни, история которых началась с Эзопа, жившего около 600 г. до н.э.

Каждый из нас тянет воз своей жизни и в этом нет ничего нового.
Люди живут рутиной и не задаются вопросами «как?», «почему?» и «зачем?»

Разберем одну из ситуаций на примере басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука».

Три персонажа взялись одновременно тащить воз с поклажей, но дело не клеится. Почему? Ведь их трое, теоретически поклажу сдвинуть можно.

Предположим, что у героев басни были различные виды мотивации: по желанию – я хочу это делать, по принуждению – я вынужден это делать, по потребности – я не могу этого не делать.

Если бы все тянули, имея одинаковую мотивацию, вероятно, лебедь оказался бы сильнее остальных.

картинка из яндекс поиска
картинка из яндекс поиска

Также важное значение имеют личные ресурсы каждого участника.

Еще одна задача, с которой столкнулись герои басни – они не видят друг друга. Каждый тянет в свою сторону и не понимает, что делают остальные.

Действующие лица могут неосознанно конкурировать друг с другом или каждый может считать, что только он работает, а остальные делают ерунду и вообще являются лишними участниками процесса. Знакомая рабочая ситуация, не правда ли?

Предположим ещё причины, по которым герои происходящего не смогли договориться.

Какая задача была у каждого действующего лица?

Вариант 1. Утащить воз с поклажей целиком. Иначе они могли бы разделить содержимое между собой и разойтись.

- Если пункт назначения у каждого был свой, цели действующих лиц не совпадают. Можно сколько угодно мотивировать на более продуктивную деятельность, но, не видя причин, по которым дело не движется, всё, чего достигнут исполнители – это выгорание.

- Если конечный пункт доставки воза был один и находился на реке, цель у исполнителей одна, но разные условия жизни (стихии).

Стоит обратить внимание на то, что лебедь, рак и щука так или иначе могут существовать в рамках водной стихии, и могли бы договориться тянуть поклажу именно таким образом, либо лебедь и рак могли двигаться в своих стихиях в одном направлении с щукой при условии, что все будут тянуть с равной силой.

- Если пункт назначения находится вне воды, то один участник выпадает из процесса, но все хотят участвовать.

Вариант 2. Тянуть. Исполнителям важен сам процесс, а не результат.
Каждый будет тянуть, пока позволяют условия.

фото с сайта pexels.com
фото с сайта pexels.com

Импровизация на тему басни.
Варианты целей:

1. Приумножение поклажи. Все участники могут вкладываться в общее дело, то есть, изменить направление движения – не от воза, а к возу.

2. Объединение направления движения всех участников с учетом индивидуальных особенностей каждого.

3. Разделить воз на три части и растащить.

4. Собрать информацию об объекте, участниках процесса и целесообразности дальнейших мероприятий.

Басни – такой жанр литературы как части культуры народа, в котором раскрываются социально значимые задачи людей вне зависимости от времени, в котором они живут.

Важно состояние, в котором человек выполняет какие-либо действия. Если он может сделать правильные выводы, то это позволит либо изменить отношение к тому, что он делает, либо изменить то, что он делает. Позволит лучше узнать себя и окружающих людей.