Найти тему
Sovetika

Российская школа — услуги вместо воспитания, или институт морального садизма

Оглавление

Прежде всего я хочу написать, что все сказанное здесь это мое оценочное мнение, которое основано на том, что я вижу, и на том, что мне рассказывают мои знакомые. Но я думаю, что сказанное здесь будет близко многим людям, у кого есть свои дети и внуки.

Я учился еще в советской школе, как и многие из нас. Это была простая московская школа на окраине, но хорошая школа со своими традициями и многолетним директором, которая знала всё про всех и вела корабль своей школы через волны и Перестройки и Новой России, уже Ельцинской. Но не смотря на перемены — это была все такая же старая советская школа в лучшем понимании этого слова. Но этой школы уже нет — ее номер, такой близкий и родной, давно стерт и школа объединена с несколькими другими школами и детсадами в какое-то странное объединение.

Те кто учился в советской школе, и те у кого нет учащихся детей или внуков живут в еще мире советской школы. Ведь многие здания школ остались еще с советских лет, и вроде ничего не изменилось. Понимают то, что произошло за последние лет 15 с нашей школой, только те, кто непосредственно сталкивается с тем, что происходит там — это сами учителя, родители, бабушки и дедушки. А произошло на мой взгляд — полное разрушение основ старой советской школы. Причем тех основ, которые были вполне успешными, устоявшимися и ни в какой мере не идеологизированными. По сути, той нашей школы больше нет — остались только рожки да ножки, и как памятники тому времени — здания. Содержание же этих зданий в корне другое.

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Но прежде чем говорить о современной школе, давайте поговорим о том хорошем, что было тогда. Прежде всего давайте вспомним многие советские фильмы и книги, где говорилось о школе. Отчасти и литература и кино доносит до нас реалии того времени.

Прежде всего, школа занималась воспитанием детей и это было главной задачей. Многие родители в то время не задумывались ни о каких репетиторах, так как школа все давала сама. Быть учителем было тогда почетно. Дружба в школе и отношения в школе тогда были совсем иными, чем сейчас. Понятие одноклассников тогда, и сейчас совершенно другими. Можно сказать, что тогда многие школы были именно Домом для детей. Выпускались стенгазеты, проводились мероприятия, ходили в театры и ездили на экскурсии. И все это делалось не сказать, что по указке. Сама атмосфера, дух той школы были несколько иными, чем сейчас. Я бы сказал, что та советская школа была намного либеральнее, свободнее чем сейчас.

Но советской школы больше нет — она осталась только в литературе и в кино. А есть современная школа, в которой есть услуги, но не воспитание.

фото с сайта pixabay.com
фото с сайта pixabay.com

УСЛУГИ ВМЕСТО ВОСПИТАНИЯ

Вполне честно везде пишут нам про то, что нам дают услуги. Все у нас стало очень услужливое. Медицина — услуги, Государство — услуги, Образование — услуги. И раньше был какой-то базис знаний, который школа должна была дать. Но этот базис не заменял главной цели школы — воспитания. Сейчас же школа дает услуги по образованию, которые включают в себя какой-то набор функций. Утром принять ребенка в школу и послать смс родителям о том, что ребенок в школе. За день ребенок проходит разные уроки, где учителя проходят темы по утвержденной программе. Причем, это больше похоже уже на ВУЗовский подход, так как никто разжевывать ученикам ничего не будет. Не понял — твоя проблема. Не успел, не усвоил — нанимай репетиторов. Потом ребенка надо покормить — и его кормят стандартным обедом. А потом ребенка надо выпустить из школы — и его выпускают вечером, посылая смс родителям. Услуга на сегодня выполнена. А в целом она будет выполнена, когда ребенок окончит 9 классов или 11 классов и сдаст ОГЭ или ЕГЭ.

Шире, больше определенной программы никто в современной школе ученикам давать не будет. Да и саму программу просто проходят не останавливаясь и не затрудняя себя тем — поняли или не поняли дети. Главная цель — это экзамены. И выпускные классы посвящены только им и натаскиванию детей на экзамены. Все остальное уходит на второй и третий планы.

фото с сайта pixabay.com
фото с сайта pixabay.com

УЧИТЕЛЯ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ

Наверное так. Ведь учитель это тот, кто учит, воспитывает. А сейчас это преподаватели, которые преподают программу. Нравится ли это многим учителям?! Конечно нет. Но сделать они ничего не могут. Учителя находятся между молотом и наковальней. То есть между родителями и учениками с одной стороны и руководством с другой стороны. Руководству не очень интересны всякие тонкости и главное для директора школы, чтобы было финансирование. Финансирование сейчас подушевое и важен каждый ученик и прежде всего не с точки зрения его личности, а с точки зрения тех денег, которые за него дает государство. Директор школы крайне редко будет становиться на сторону учителя в любом конфликте, даже если учитель будет сто раз прав. Проще для директора школы расстаться с любым мешающим учителем. Если учитель ведет не по программе, слишком много времени тратит на детей — плохо, и такие не нужны. Если учитель, не дай бог, пытается что-то детям разжевать и рассказать — то же плохо и такие не нужны. Если учитель пытается отстаивать свои права, свои интересы, свою честь, как учителя и профессионала — такие тоже не нужны. От учителя требуется сейчас со стороны директора только одно — говорить по программе и по теме своего предмета и быть ниже воды и тише травы.

А с другой стороны есть родители и дети. И если раньше, в советское время, всякие родительские комитеты, родительские собрания — это было очень редко, и часто формально, то сейчас в эпоху чатов о любом действии любого учителя узнают сразу все родители. Стоит только учителю что-то сделать не то — сразу становится всем известно и это начинает обсуждаться активными родителями в чатах. Если раньше Петров дернул за косичку Сидорову и учитель что-то сказал на это, то все это практически не замечалось и максимум могло обсудиться на кухне Сидоровых, и если мамаше Сидоровой нечего было делать или она была больная на голову, то она просто приходила бы поговорить с учителем после уроков. Сейчас же об этом проступке и действиях учителя, или его бездействии пишется в чате и все родители начинают это смаковать во всех подробностях. Многие родители воспитывают своих чад как неких гениальных созданий, которым чужды любые указания и авторитеты и эти чада будут хамить и препираться с учителем. И можно сказать, что директор школы в данных вопросах будет всегда на стороне родителей, и в том числе по тому, что не хочет лишних скандалов и не хочет лишиться денег за конкретного ученика. А если ваш предмет, по мнению родителей, не нужен их чаду, то учителю об этом не применет сказать и само чадо и его родители и такому учителю посоветуют не мешать чаду заниматься нужными делами во время урока. Учителя сейчас совершенно не являются авторитетом для родителей. В эпоху интернета, когда доступна любая информация в любой википедии, родители знают все намного больше и намного лучше любого учителя и готовы во всех красках рассказать об этому самому учителю и указать ему на его место. А если учитель будет выеживаться, так можно настучать директору.

И поэтому, многие учителя предпочитают вообще никуда не вмешиваться и просто талдычить что-то по программе не беря в голову ничего. Если учитель будет не ко двору, то с ним быстро расстанутся и уволят и никто церемониться не станет. Даже если учитель хочет хорошо работать и учить детей — ему просто не даст сложившаяся система и сложившиеся отношения.

Педагогика в школе как таковая отсутствует. Если раньше учитель был и примером, и образованным человеком, и психологом и много кем еще, то сейчас от него требуют выполнять только чисто технические и формальные функции, а за любую отсебятину, любую, я бы сказал нормальную педагогику, его не будет ждать похвала, а наоборот наказание и от директора и от родителей. Школа сейчас далека от педагогики. Это разные вещи.

фото с сайта pixabay.com
фото с сайта pixabay.com

ШКОЛА ИЛИ ИНСТИТУТ МОРАЛЬНОГО САДИЗМА

С учителями все более или менее ясно, но и ученики не в лучшем положении.

Давайте я начну со своего наблюдения. Меня поражает одна вещь. Я часто вижу, что школьники уходят с уроков в 4-м, 5-м часу. То есть, значит они проводят в школе с девяти утра до четырех вечера — 6,7 часов в день. Это много. Мне всегда просто не по себе смотреть на замученных детей. А они реально сейчас замученные и невеселые. Они как маленькие взрослые.

Что было в советское время — была устоявшаяся программа. Эта школьная программа работала десятилетия. Многие учебники ровно столько же десятилетий не изменялись, а только переиздавались и были распространены по всей стране. Никаких новых уроков, программ не было. Все было одинаково. В этом были и свои плюсы и свои минусы. Но по сравнению с нынешней школой, тогда было больше плюсов. И как минимум в том, что переходя из одной школы в другую, тебе не надо было менять учебники. Сейчас в каждой школе свои учебники, а учебников по одному предмету на выбор десятки. Причем многие авторы учебников не имеют понятия о том, что такое школа и педагогика. Но я веду к тому, что в школе сейчас слишком много непонятных и не нужных предметов. Сегодня утром по телевизору говорили о том, что надо ввести в школе новый предмет — учить детей бизнесу. И вот таких новых предметов — там завались.

Мы говорили выше об учителях и о том, что они в школе предоставлены сами себе и никому не нужны. Ровно такая же ситуация и с детьми. Они ровно так же никому не нужны в школе. Если в советское время была устоявшаяся система отношений и был какой-то порядок, то сейчас это все в прошлом. Никто не будет опускаться в школе до личности ребенка и развивать в нем личность. Поразили слова одного семиклассника, который как-то сказал своей маме: «Мама, мы тут никому не нужны». До такого вывода ребенок дошел сам. Он посмотрел на учителей, на эту школу и это понял. Конечно и советские школы были разными. Но мне в 7-м классе такие мысли не приходили. Кажется, что мы тогда были нужны и школе и учителям. Сейчас же ученики школе нужны только из-за подушевого финансирования. И чтобы этого подушевого финансирования было побольше директора школ придумывают всякие хитрости, создают какие-то специальные математические или кадетские классы. И в этих специальных классах детей начинают учить по еще более непонятным программам только загружая детей.

Но самое главное другое — нет в школе Дома. Школа это больше нечто вроде учреждения, нечто обязательного, что надо отбыть и побыстрее вырваться. Учителя не будут вами заниматься и часто дети им просто не интересны. Не найдет в школе ученик для себя авторитета и примера, а вот пример дурного и плохого — найдет. Вполне возможно такое, что учитель, чтобы опередить любых родителей напишет докладную директору на ученика. Раньше это было редкостью — сейчас вполне рядовой случай. У учеников нет твердого тыла в школе в лице их учителей, часто нет и примера для подражания. От учеников с начальных классов только требуют, только заставляют, подчиняя их какой-то своей системе. По сути — это система морального садизма, издевательства над детьми. В школе нет теплоты, искренности, чувства заботы о тебе — есть только требования, отчетность, программа. Если в советское время я мог наблюдать как со временем дети в школе теряли свою непосредственность, искренность, увлеченность, но она все же оставалась и была свобода и было творчество... То сейчас все это просто исключается в школе напрочь — никакой непосредственности, искренности, увлеченности. Все должно быть только по четким правилам и не выходить за них. Может ли ученик рассчитывать на что-то кроме формального подхода к нему в школе?! Скорее всего нет.

В школах сейчас часто есть школьные психологи. Но помогают ли они детям? Зачастую их привлекают учителя только по той причине, чтобы побыстрее снять с себя ответственность за проблему. Ровно так же делают и психологи, не особо вникая в какие-то проблемы, а просто строча доносы руководству.

И можно констатировать одно — учиться сейчас детям намного сложнее, чем раньше. А выстоять в школе, сохранить в себе что-то человеческое, доброе и искреннее, не сломаться, сохранить свое психическое здоровье — становится для детей непомерной задачей.

Дети находятся под постоянным прессингом без возможности получить какую-то поддержку со стороны школы, учителей. К ним относятся как к взрослым — формально и жестко.

фото с сайта pixabay.com
фото с сайта pixabay.com

ТОТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Это еще одна беда. С одной стороны в этом нет ничего плохого, но с другой стороны. Понимаете, в любой технологии есть и свое благо и свои минусы. С одной стороны, информатизация — это возможность доступа к знаниям. А с другой стороны — это излишний контроль и наблюдение. Выше я уже писал о том, что современные школы это больше как тюрьмы. Если в советское время на входе в школу вообще никто не стоял, то сейчас стоит охрана, и турникеты и так просто в школы не попадешь. Конечно, все это накладывает и свой отпечаток. Школы — это уже больше такой режимный объект. Причем, ученики там как заключенные — обо всех их действиях сообщается родителям. Пришел в школу — сообщение. Вышел из школы сообщение. Электронный дневник — это еще одна большая радость для тех, кто хочет тотально следить за своими детьми. Думаю, что вам бы самим вряд ли бы это понравилось — когда бы ваши родители следили бы за вами круглосуточно. А за современными детьми следят и обо всех их действиях и обо всех их оценках становится тут же известно.

Но информатизация затронула не только учеников, но и учителей. Как вы понимаете, в современной школе в одной лодке находятся и учителя и ученики и им всем не сладко.

Вот как было раньше. Был учитель, который хорошо знал свой предмет и он рассказывал своим ученикам и передавал свои знания. А программа была на втором плане. Что-то было вне программы, что-то можно было пропустить. Что-то можно было нагнать. Классный журнал, всякая бюрократия обычно заполнялась учителем в конце четверти и очень формально, для галочки. Директор хорошо знал потенциал своих учителей и кто на что был способен и особо не вмешивался в этот процесс... ну если только какая проверка приедет — тогда срочно надо было все заполнить. То есть учитель был целиком в своем творческом процессе и заполнение всяких бумаг у него занимало минимум времени. И мы больше помним про то, что учитель проверял тетради, чем занимался бюрократическими формальностями. Кстати, и оценки в журнал учитель мог не ставить до конца четверти. И учитель мог дать ученику время на пересдачу, не ставя оценку в журнал. В общем, тогда можно было многое решить неформально и больше в пользу и ученика и учителя.

Сейчас же все иначе. Журнал надо вести постоянно, писать в него надо постоянно, отчитываться надо постоянно, оценки надо ставить постоянно. И если раньше до журнала в бумажном виде надо было еще добраться, то сейчас эти все данные может проверить любой чиновник и дать нагоняй. Поэтому вы можете себе представить сколько времени уходит у учителей на заполнение всего это бюрократического барахла. Комичным и одновременно ужасным выглядит и то, что часто учитель вообще перестает играть решающую роль, так как многое на себя берет техника, выставляя четвертные оценки. Учитель уже не может повлиять на это. Есть формулы. Считаются все оценки, делятся, выводится среднее число и по инструкции ставится четвертная оценка. И не дай Бог учителю ошибиться.

Еще важной частью современной школы стало доносительство. Учителю важно как можно быстрее написать свой вариант случившегося, чтобы предупредить возможные для себя последствия и снять с себя ответственность.

Так же важно учитывать, что многие хорошие, но возрастные учителя не очень ладят с техникой, а компьютером и разными программами их заставляют пользоваться. И главным для них становится не процесс обучения, а оседлание современных технологий и все их силы на это и уходят. А дирекция школы и не задумывается о том, как легко будет освоена та или иная программа. Это не их проблема. И не их проблема, что у учителя зависает старый компьютер с непонятной программой, а нового никто не даст и просить бесполезно. И чему может научить учитель, который пол урока находится в стрессе из-за того, что не может заполнить что-то в программе, из-за того, что висит компьютер...

А что еще интересно, так это общее наблюдение. Казалось бы у нас в жизни всё должно упроститься с такой информатизацией - и должно быть больше времени на творчество, на работу. А нет, наоборот. Все больше времени у нас уходит на отчеты, на заполнение форм, на отсылку, регистрацию, и освоение ненужных и сложных программ.

фото с сайта pixabay.com
фото с сайта pixabay.com

НЕ ШКОЛА, А ДОМ-2

А это уже больше относится к родителям и продолжает тему информатизации. И раньше были родительские комитеты и родительские собрания. Но на моей памяти — все это как-то формально проходило и более-менее тихо и спокойно. А что сейчас.

Тотальный контроль, информатизация настигла и родителей. Родители в обязательном порядке и без разницы, хотите вы или нет, объединяются в мессенджерах. И вот это уже больше похоже на Дом-2. Что только там не прочтешь. Можно не смотреть сериалы, не читать бульварные газеты, а только сидеть в чате класса и читать перепалки родителей и всякие сплетни. Если раньше многое оставалось в стенах школы и это было хорошо, то сейчас весь сор выносится из стен школы и раздувается как только можно. И на мой взгляд все это крайне негативно влияет на общий учебный процесс.

Интересно, что особенно молодые учителя активно включаются в жизнь чатов и не всегда это хорошо и авторитет учителя, итак низкий, еще больше страдает. Учитель часто в таких случаях становится просто сплетником.

фото с сайта pixabay.com
фото с сайта pixabay.com

РОДИТЕЛИ ЛУЧШЕ ЗНАЮТ

Я об этом уже писал, но хочу еще раз остановиться. Авторитет учителя на нуле. И это проблема. Если раньше учитель с уверенностью мог высказать что-то родителям и мог рассчитывать на то, что его не перебьют и выслушают, то сейчас все иначе. Родители себе на уме и лучше все знают — так они считают.

Как-то одна учительница рассказывала следующее. Она сделала замечание одной ученице, которая постоянно использовала свой телефон. Пришел ее папаша и на ломанном русском выдал: «Не для того я покупал своей дочке телефон, чтобы какая-то там ей запрещала им пользоваться». Конечно, учительница спорить не стала и теперь девочка спокойно пользуется своим подаренным телефоном. Вообще лучше ни с кем не спорить в школе, и особенно учителям. Ни с директором, ни с родителями лучше не спорить. И как рассказывала таже учительница, в классе у нее сидят несколько десятков учеников и она уже перестала смотреть на то, что большая часть их что-то делает в телефоне. Отдушина для нее — 2-3 ученика, для которых она и старается вести свой урок. Эта учительница уже пенсионерка, она еще пытается что-то донести. Но еще 5-10 лет и учителя советской школы полностью уйдут. А заменят их полные соглашатели и формалисты, которые будут только кивать родителям и директору и ни во что не вмешиваться, бездушно давая учебную программу и без разницы кому - стенке или ученикам.

А многие родители, все больше наступают на горло учителям. Начитавшись интернета они лучше все знают и понимают. Но об этом можно долго говорить.

фото с сайта pixabay.com
фото с сайта pixabay.com

ТОТАЛЬНАЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

Ну и эта тема сама собой вытекает и имеет разные подтемы.

Раньше тема денег в школах тоже присутствовала, но не была такой острой. Собирали на многое, на подарки учителям, на шторы и на мебель. Но сейчас это стало зачастую обязательным. Если ваш ребенок пошел в школы — готовьтесь за все платить. За обеды, за учебники, за подарок Марь Ивановне о которой вы и знать не знаете.

Кстати об обедах. Вспоминаю свою старую советскую школу. Там готовили повара. Готовили хорошо. Утром приезжала машина и привозила продукты. Повара, в основном местные жители, чьи дети учились в этой же школе, готовили из этих продуктов блюда. Меню было обычным, но отравлений и чего-то такого не было. Сейчас всех поваров повыгоняли, а еду уже готовую привозят какие-то компании, выигравшие конкурс. И эту еду только разогревают. И кто ее готовил — неизвестно.

Учителя уже не похожи на альтруистов. Сверх программы, что-то дополнительно никто уже не будет давать. И звучит всегда одно — нанимайте репетитора. И эти репетиторы расцвели пышным цветом. Многие учителя сами подрабатывают, тем более, что уроки можно вести и удаленно. И если этот учитель в школе был одним, то за деньги вы получаете совершенно другое качество. И это на самом деле ужасно. Это видят и дети и какие уроки они выносят для себя, что всем правят деньги!?

Забавный случай. Из доковидного времени. Представьте, что одна учительница подсадила своих учеников на театр. И ее класс, и другие стали ходить в один театр и постоянно. С одной стороны это хорошо. Но с другой стороны, как оказалось, учительница не очень-то была театралкой, а просто театр ей доплачивал. Учительница приводила 1-2 класса, иногда вместе с родителями. Это 20-40 билетов по цене где-то за тысячу. Учительница получала за это свою комиссию и считала это нормальным.

Я писал выше про то, что в школе хотят вести уроки бизнеса. А надо ли!? Ведь современная школа сама по себе — урок бизнеса и современных отношений в нашем обществе.

Говорить о школе можно долго. И что-то, конечно я опустил в этой статье, и вы дополните. Все рассказать трудно. Но проблема стоит острая и то, что мы видим по телевизору, дома, на улице — в том числе и отражение того, что творится в школе, как и сама школа — это отражение того, что творится у нас в обществе. Советская школа ушла, развалена. На ее месте обломки. Но как говорил Сергей Михалков: «Сегодня дети — завтра народ!». И кто будет завтра — какие авторитеты, примеры у них будут!? Лицемерие, формализм, очковтирательство, бездушие, бюрократия, сплетничество и доносительство, тотальный контроль, постоянный стресс — вот то, что сейчас видят дети в школе на мой взгляд.

Дмитрий Ластов

Посмотрите ещё:

Сырые законы — новые поборы. В 2022-м году этот налог будет платить большинство
Sovetika16 декабря 2021

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ

СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС