Правила, регламенты и просто отношение к делу — иногда этого достаточно, чтобы сократить путь от «здорового» автомобиля до того, которому необходим автосервис. Однако это не значит, что в других странах какие-то исключительные условия.
Регламенты
Россия считается страной с «экстремально тяжелыми» условиями эксплуатации автомобиля. Суровый нестабильный климат в ряде регионов, длинная зима, обработка дорог реагентами и многое другое влияет на работу как двигателя, так и автомобиля в целом.
В большинстве регионов Германии запрещено применять химию для удаления льда с дорожного полотна. Вместо химии используют обычную соль, песок и специальные машины для мягкой очистки льда с асфальта. Соль, как считают эксперты из ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club, крупнейшая в Европе организация автомобилистов), даже при попадании на элементы системы охлаждения, смывается на обычной мойке, не оставляя следов.
Кроме того, температурные перепады на большей части Европы не такие, как в России. Разница в 5-10 градусов считается критической. Исходя из этих условий создаются и регламенты по замене масла: у большинства автопроизводителей в ЕС масло нужно менять раз в 15 тысяч километров. В США этот показатель еще выше — там рекомендованный интервал для ТО составляет 20 тысяч километров.
Пыль и грязь или почему в США чистые дороги
В США большой интервал для смены масла для автомобилей частично объясняется качеством дорог. Два слоя асфальтовой подложки, метровая щебневая «подушка», армирующие смеси и бетонное основание позволяет десятилетиями не ремонтировать основные дороги.
Вместе с ними строят дренажные каналы. По ним вода и грязь, которые неизбежно скапливаются, например, в сезон дождей, уходят в городские стоки. Фактически автомобили зачастую двигаются по относительно чистым дорогам. Пыль и грязь просто не попадают в подкапотное пространство, и дополнительного стресса ДВС не получает. Как следствие, не требуется более частая замена масла.
Российские дороги пока далеки от идеала: часто их строят с нарушением технологий, а ливневые канализации в некоторых городах отсутствуют как явление. Вся грязь, особенно в межсезонье, когда зимний снег начинает таять, попадает на двигатель. Первой страдает система охлаждения: мотор начинает греться и в конечном счете самым простым способом привести его в чувства станет более частая замена масла.
Топливо
Жесткое регулирование топливного рынка в США и Европе практически не оставляет возможности маневрировать. Если оплаченное топливо окажется некачественным, компания рискует попасть на групповой иск и большие финансовые проблемы.
К тому же, в Европе практически полностью отсутствует бензин АИ-92, редко его можно найтив в Австрии, Германии, Словакии. К топливу, похожему на российский АИ-95, добавляет биоэтанол — с ним топливо сгорает чище, а двигатель создает меньше вибраций и лучше откликается на нажатие педали газа.
Российский бензин не всегда соответствует заявленному октановому числу, даже если речь идет о крупной заправке известного бренда. Необходимый минимум, установленный законом: октановое число должно быть не меньше 80, а в некоторых документах, например в ГОСТ 32513-2013, для бензина АИ-95 указывается октановое число не менее 85.
То есть фактические цифры, которые продают на заправке, и данные, полученные по моторному методу исследования, отличаются на порядок. Всё это накладывает отпечатки и на работу двигателя. Появляется детонация, форсунки и топливные магистрали забиваются гораздо чаще, а значит, и машину нужно обслуживать минимум в два раза чаще, чем рекомендовано заводом.
Следом за топливом — миф про европейские масла
Помимо двигателя, который страдает от некачественного топлива, изнашиваются и другие элементы. Самые частые поломки, которые в Европе выявляют к 150-200 тысячам километров пробега, могут настигать российских автовладельцев на пробегах до 100 тысяч. Чаще всего из строя выходят модули зажигания, свечи зажигания, радиаторы системы охлаждения, баллоны пневмоподвески, аккумуляторы, электронные блоки управления светом и многое другое. Всё это — последствия перепадов температур, грязи с дорог и некачественных расходных материалов.
Мягкий климат и сносные условия диктуют свои правила и производителям моторных масел: два одинаковых типа масла, произведенные в разных странах, могут отличаться по химическому составу. Масло, произведенное в Германии, часто переносит российские морозы хуже, чем масло, произведенное в России из российских компонентов. Если технология производства не нарушается, старение моторного масла происходит медленно, а при плановой замене и аккуратной езде двигатель будет работать исправно максимально долго.
Как работают автосервисы в Европе, США и России
Обслуживание автомобиля у официального дилера в США или Европе фиксируется на камеру. Так в случае необходимости можно доказать, что клиенту были оказаны именно те услуги, которые он оплачивал. Даже в относительно небольших частных СТО Европы и США выдают электронный и бумажный чек, где будет написано, какие работы были оплачены и выполнены. Эти данные вносятся в электронную базу данных, к которой подключают каждый авторизованный центр. Позднее все сведения можно проверить через специальные каталоги, как например, CarFax.
Почти все сервисы в Европе и США используют оригинальные детали, рекомендованные производителем. Подбирать аналоги там не принято просто потому, что уверенности в оригинальных деталях больше. В России зачастую порекомендуют ставить именно аналоги оригинальных запчастей, а это значит, что если запчасть выйдет из строя, заезжать в сервис второй придется обязательно — как минимум для того, чтобы возместить расходы на покупку детали и устранить неприятность, произошедшую по вине СТО.
Однако всё вышеописанное не является какой-то уникальной чертой именно США или европейцев. Если бороться с природными условиями трудно, то использовать положительный опыт других стран в выстраивании процессов вполне можно.
А как считаете вы? Расскажите в комментариях!
Поставьте «👍 Нравится» этому материалу, чтобы видеть больше полезного контента!
Вот ещё несколько постов для водителей: