Найти в Дзене
Звенимир

35 лет песне "Замыкая круг"

В этом году песне Криса Кельми "Замыкая круг" исполнится уже 35 лет. Время неутешительно бежит вперёд. Круг исполнителей смыкается всё уже и уже. Иных уж нет, другие уж далече...

По легенде Крис Кельми сочинил эту мелодию дома у Андрея Макаревича, на Ленинском проспекте, во время музыкантско-тусовочных посиделок в начале 1987 года. Правда темп песни был намного быстрее. У Криса был заказ от ТВ, сделать заставку для сверхпопулярной в то время передачи "Ритмическая гимнастика", и он собирался эту мелодию отдать телевизионщикам. В итоге рождённое у Макаревича Крис припрятал для своего "Рок-Ателье".

Знакомые всё лица. Творческие посиделки на набережной Москва-реки. Подальше от глаз ментов, поближе к воде.
Знакомые всё лица. Творческие посиделки на набережной Москва-реки. Подальше от глаз ментов, поближе к воде.

Бессмертный текст песни написала Маргарита Анатольевна Пушкина, которая сотрудничала с Крисом ещё со времён "Високосного лета". А также талантливейшая поэтесса писала тексты другим известным группам: "Карнавал", "Автограф", "Ария", "Мастер", "Рондо". Запись для "Рок-Ателье" была сделана, равно как была сделана инструментальная версия для "Ритмической гимнастики".

Маргарита Пушкина с крутым пятиструнным безладовым басом.
Маргарита Пушкина с крутым пятиструнным безладовым басом.

Но Крис не остановился на этом. Он умел пробивать свои проекты. Нельзя сказать, что он обладал кипучей энергией, даже скорей наоборот, часто выглядел очень вялым. Но свой администраторский талант он весьма умело использовал.

Ему в голову пришла новая мысль исполнить "Замыкая круг" большим коллективом исполнителей. Так же как пару лет до этого исполнили крутые американские фирмачи знаменитую "We Are the World" М. Джексона и Л. Ричи, в записи которой участвовали около 40 музыкантов. Эта песня была очень популярна в середине 1980-х.

Крис пробил студию, позвал наших фирмачей. Лучших из лучших. Или тех из лучших у кого получилось добраться до студии. Хотя непонятно почему не добрались тогда до студии сверхпопулярные в то время Александр Лосев, Александр Барыкин. Да и могли бы там быть и уже заявившая о себе Ольга Кормухина (в 87-88 году как раз работающая с "Рок-Ателье"), и Владимир Кузьмин с Глызиным, и другие.

Первой ласточкой на нашем ТВ, так называемым нашим ответом Чемберлену, или Стиви Вандеру и Майклу Джексону в его лице, стала запись песни Лоры Квинт на стихи Владимира Кострова "Здравствуй мир, здравствуй друг". Песня была исполнена и показана по ЦТ впервые на Певческом поле в Таллине, и позже она же была повторена в финальной "Песне года" в конце 1986 года. В коллективном пении тогда приняли участие звёзды эстрады: Юрий Антонов, Йак Йола, Валерий Леонтьев, Анне Вески, Ирина Понаровская.

Ответ музыкантов из рок-тусовки получился куда более серьёзней. Да и песня стала сразу всесоюзным шлягером. Её запела вся страна.

Интересен генезис песни. Почти как по А. Дюма. Музыканты продолжали встречаться через временные отрезки и делать записи песни. Так родились "Замыкая круг 10 лет спустя", а потом и "Двадцать лет спустя" и "Двадцать пять лет спустя" и даже "Тридцать лет спустя".

Всего же в первоисходнике, показанном на ТВ в Новогоднюю ночь 1987 года, спело 23 исполнителя: Александр Ситковецкий, Дмитрий Варшавский, Евгений Маргулис, Юрий Давыдов, Валерий Сюткин, Александр Иванов, Марина Капуро, Дмитрий Варшавский, Анатолий Алешин, Ованес Мелик-Пашаев, Александр Кутиков, Павел Смеян, Александр Монин, Андрей Давидян, Артур Беркут, Виталий Дубинин, Сергей Минаев, Григорий Безуглый, Андрей Макаревич, Жанна Агузарова, Константин Никольский, Александр Градский и сам Крис Кельми.

Ну вот так прямо и не скажешь, что все эти имена в то время знала вся страна. Ибо группы "Ария", "Автограф", "Чёрный кофе", "Рондо" по ящику особо не показывали. Наверно самые популярные в этом списке были Макаревич с Кутиковым, Градский, Смеян, Алёшин, Никольский. Сюткин с Агузаровой только запрягали. Марина Капуро только ещё раскручивалась. А про Андрея Давидяна тогда знали разве что столичные гурманы.

Кстати интересно, что когда музыканты вышли на коду, под мощные солирования на бэках Градского, и появились в кадре с бенгальскими огнями, то состав уже чуть поменялся. Вместо исчезнувших Градского-Никольского-Алёшина, видно чтобы сохранить число 23, соответственно были добавлены три персонажа, что не пели отрывки. Их имена нигде не озвучены.

Таинственный незнакомец с лицом похожим на Нюхача Кирилла Каро.
Таинственный незнакомец с лицом похожим на Нюхача Кирилла Каро.

Таинственная незнакомка. Очень похожа на Татьяну Маркову-Аранович. Она в 1987 году была солисткой группы "Альфа".
Таинственная незнакомка. Очень похожа на Татьяну Маркову-Аранович. Она в 1987 году была солисткой группы "Альфа".
Персонаж в верхнем левом углу рядом с Маргулисом и чуть выше Беркута. И опять в кадре неизвестный персонаж в очках.
Персонаж в верхнем левом углу рядом с Маргулисом и чуть выше Беркута. И опять в кадре неизвестный персонаж в очках.

Кто знает имена этих трёх персонажей - пишите.

Глотком свежего воздуха стал этот ролик для нас тогда. Это был фактически прорыв блокады на телевидении для рок-музыки. Во что попало одетые музыканты, вышедшие в эфир, хайратые, как-будто в стране тогда была проблема с парикмахерскими. Ещё совсем недавно существовали списки запрещённых рок-групп, коих по реестру было 38. И тут на тебе... Росток новой жизни, действительно, пробился через камни!

Последним коллективным песенным творением советского времени, стало исполнение гимна СССР группой известных рок-музыкантов. Так радостно все прощаются со страной, в которой родились. Будущее казалось бесконечно счастливым и свободным. Знал бы кто из той угольниковской компании куда мы в итоге попадём, наверно бы так не радовался. Многие персонажи сюда перекочевали из "Замыкая круг".

А Крису Кельми спасибо за песню. Помнится Александр Борисович Градский прогнал первый телегу, что фамилия Кельми выдуманная, и что настоящая фамилия у Криса - Калинкин. И телега так лихо прокатилась, что Крис так и не отмылся после грязи из под её колёс. Так его и звали многие в музкругах - Толя Калинкин. Впрочем на счёт имени, правда. Крис - это был псевдоним, взятый музыкантом после просмотра "Соляриса". А имя Анатолий настоящее. Анатолий Арьевич Кельми.

Вообще как-то странно складывалась его жизнь. Когда раннее "Рок-Ателье" бухало и периодически плотно сидело на джеффе, когда Сашка Смеян в петлю залез в новогоднюю ночь в 1980 году, Крис был абсолютный трезвенник. Его пристрастие к бутылке началось уже тогда, когда многие его друзья отболели недобрыми недугами.

Крис оставил этот мир 2 января 2019 года. Ушёл и великий Градский уже. А ещё раньше Д. Горьков, басист "Цветов", и Александр Монин и Паша Смеян. Но большая часть исполнителей ещё живёт и здравствует. Так что есть кому песню спеть на 35-летие!

А пока её поют камерными составами. Вот как совсем недавно замастырили песню Марина Капуро с Артуром Беркутом, Анатолием Алёшиным и Дмитрием Варшавским. Непонятно, но Юрий Берендюков или Беркут почему-то стали по ходу замедлять темп. Зато великолепный, семидесятилетний Алёшин вытянул свой верх как и тридцать лет назад.

Ушедшая в народ песня часто исполняется многими коллективами. Из последних - самым впечатляющим стало исполнение песни в рамках "Территории проекта Росатома". Ширь страны и наличие талантливых людей, тихо живущих в своих атомоградах выдало, под руководством Тимура Ведерникова, свою впечатляющую версию.