Найти в Дзене
Дружелюбный философ

"Исчезновение" из школ учителей. Самозанятость в системе образования: добро или что-то другое

Оглавление

Доброго дня, уважаемые читатели. События после праздничных дней подсказали мне тему статьи, где мне захотелось поделиться с Вами некоторыми мыслями о ситуации в образовании. Это будет личное моё мнение, и оно, конечно, может отличаться от Вашего, которое мне бы хотелось узнать.

Моя публикация от 15 мая 2020 года

Прочитать статью целиком можно, пройдя по голубой ссылке в заголовке
Прочитать статью целиком можно, пройдя по голубой ссылке в заголовке

Статья была написана после того, как закончился крупнейший локдаун в нашей стране (с 28 марта по 5 апреля 2020 года), и стало понятно, что жизнь претерпит колоссальные изменения. Толчками к её написанию послужили реакции на пандемию сразу 2-х интересных организаций, предвидевших последствия крупно масштабной трагедии населения не только нашей страны, но и всего мира. Речь идёт о Роспотребнадзоре, выпустившем Рекомендации по работе образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (далее по тексту "Рекомендации") и о тех, кто придумал создание "Единого реестра профессиональных репетиторов".

О моих сомнениях по выполнению рекомендаций и о целесообразности создания "Реестра" Вы можете прочитать в статье, о которой идёт речь (все ссылки на первоисточники там приложены). Но вот о выводе, сделанном мною тогда, стоит упомянуть сейчас. 2 года назад я задалась вопросом: "Могут ли школы остаться без учителей?" Мои размышления привели к понимаю, что это может произойти, если не будут улучшены условия для всех участников образовательного процесса.

Что же мы видим по прошествии 2-х лет?

Свои выводы я сделаю на основании наблюдений в конкретном городе, именно в Череповце, где обитаю в настоящее время.

1. Значительное уменьшение количества учителей

Нашла в интернете статью "В школе нет трёх учителей по главным предметам. Что делать и куда жаловаться?" Авторы этой статьи предлагают начать жаловаться на отсутствие педагогов по предметам школьной программы сначала директору школы, затем в уполномоченные государственные органы в сфере образования, например, в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) или в Министерство образования РФ.

Но знаете, ведь это не поможет. Почему? Да просто потому, что преподавать в школе сейчас не престижно. Учить детей в обычных периферийных школах нашей с Вами страны - это не то занятие, от которого захватывает дух и хочется петь, радоваться и взлетать. Так почему же молодой специалист, полный здоровья, сил, идей, должен идти в школу как на голгофу, подставляться под шквал родительского негодования (а всегда есть к чему придраться - не так сказал, не так посмотрел, не так сделал замечание, не ту отметку выставил, задал много или вообще ничего не задаёт, не пускает на уроки родителей, не позволяет хамить и вести себя неподобающим образом и т.д., и т.д.) и раздражение администрации от жалоб на него, вынужденной прикрывать его от нападок (как объяснить законным представителям учеников, что надо дорожить теперь каждой педагогической единицей?). Жизнь так коротка, своё здоровье в условиях непростого времени даже очень ценно. А нанесённые психологические травмы (и не только), когда учитель не может ничего, а поступки детей (зачастую провокационные) защищены законом? Кому это надо? И в таких условиях не спасает даже зарплата, да и не зарплата вовсе, а слёзы.

С кем же приходится разговаривать директорам школ, умоляя закрыть кадровые бреши? Надежда остаётся на: 1) вышедших на пенсию преподавателей, 2) на студентов педагогических вузов, обучающихся в городе. С первыми как повезёт: кто-то заскучал или позабыл, как это было, а кто-то наотрез отказывается прерывать своё замечательное время без вставания в 5-6 часов утра, нервов и переживаний за этих "лодырей". Со вторыми (если такие найдутся) проще: можно на них списать неудачи в обучении (они же ещё и дипломов не имеют), ими легче управлять и привлекать к работе, которая всегда найдётся, и зарплату маленькую платить, так как никаких категорий они не имеют. Но задайте себе вопросы: сели бы Вы в автобус с водителем, не имеющим прав, доверили бы Вы своих детей учителям, не владеющими в полной мере ни методиками преподавания, ни знанием всех возрастных психологических особенностей учеников?

2. "Почти закрытые" вакансии и по-настоящему бедственное положение в учебных заведениях общего и среднего профессионального образования

Я занимаюсь репетиторством с учениками, обучающимися в различных школах, в колледжах и в университете моего города. Они, а вместе с ними и их родители, делятся своими тревогами и проблемами. Кроме того, мне приходится иногда разговаривать с коллегами и в очередные разы отказываться от их предложений выйти на работу. Поэтому я нахожусь в курсе весьма плачевной ситуации в образовательных учреждениях. Смотрите сами. Согласно сведениям на 01.01.2022, размещённым на сайте Управления образования мэрии города Череповца, в некоторых школах вакансия учителя математики даже не обозначена (или обозначена 1 вакансия, например, с объёмом 25 часов в неделю). И в то же время родителям, чьи дети не занимаются почти месяц по этому предмету, предлагают самим находить преподавателя, чтобы заменить учителя, который болеет. А подменить кем-то из математиков этой школы, видимо, нельзя, так как нагрузка у всех огромная. Получается, в отчётах, поступающих в Управление, всё не так уж и плохо. А что на самом деле? Очень большая нагрузка педагогов (под 30 и больше часов в неделю), ведение предметов не специалистами (в одной школе точно знаю, что преподаёт математику учитель по гуманитарным предметам, не имеющий специального образования по математике). Разве при таком реально бедственном положении можно качественно выдавать материал? Да хорошо бы просто выжить и не сломиться! Я очень уважаю своих коллег за их каждодневный подвиг, за желание чему-то научить детей, поделиться с ними знаниями.

3. Но что они получают взамен?

1) Колоссальную физическую нагрузку. Если нагрузка составляет не 18 часов в неделю, а больше, то сколько часов в день, стоя на ногах, проведёт педагог? Учитывая, что положен 1 методический день, делим, например, 30 на 5 и получаем ответ - 6. Конечно, 6 часов по 40 минут, но добавьте сюда дежурство на переменах в рекреациях, дежурство по школе вместе с классом (если есть классное руководство), перебежка от одного кабинета к другому с пачками тетрадей и учебников. Как Вам такое?

-2

Источник иллюстрации: Яндекс, Картинки

2) Огромную ответственность и психологические проблемы за обучение классов в количествах по 30 человек.

Помните, я упомянула о статье о Рекомендациях Роспотребнадзора? Они же нарушаются! В классах с наполняемость 30 человек невозможно создать посадочные места с расстоянием между учениками в 1,5 метра. "Ну и что?" - Спросите Вы. А то, что сейчас классы с регулярной периодичностью сидят на карантине с дистанционным обучением, никому не идущим на пользу. К тому же, о каких "индивидуальных траекториях" может идти речь в коллективе с такой наполняемостью? Один человек, занимающий руководящую должность, отвечая на мой вопрос о том, почему не уменьшаются классы хотя бы до 20 человек, сказал: "Талантливые дети с периферии, которые могут составить конкуренцию школьникам из элитным школ Москвы и Санкт-Петербурга, никому не нужны. Глубинка должна обеспечивать страну рабочим классом. И задача педагогов заключается не в том, чтобы постараться научить детей чему-то, а чтобы по прошествии 11 лет вернуть детей родителям здоровыми и не покалеченным". Но это его личное мнение. А может, он прав? Что думаете об этом Вы?

3) Очень маленькую зарплату. Если пройти по ссылке, которую я приложила выше, можно увидеть, что за свой труд при 18 часах можно получить 17 363 рубля. Для сравнения, педагог в канадской школе получает, на минуточку, 220 000 рублей. И знаете, что очень обидно? Это мне не понятная оптимизация. Что это означает? Объясняю. Преподавателю, который совмещает нагрузки по своему предмету, не станут оплачивать проверку тетрадей пропорционально нагрузке. Но посчитайте сами, сколько времени дома он должен потратить на то, чтобы проверить, например, домашние и классные работы в 5-х классах. А это надо делать каждый день. Итак, пусть 3 класса по 30 человек (а это только 15 часов в неделю), 5 минут на проверку (если работаешь, как автомат, делая записи и замечания). Имеем: 150 минут, а это 2,5 часа. А при нагрузке 30 часов? А при том, что каждое занятие нужно разработать? Захочется так работать каждый день? Ради чего?

А вот теперь интересная информация о Федеральном бюджете на 2022 год. В Instagram депутата Государственной думы Олега Смолина выложена о нём публикация (см. карточки 1 и 2).

Карточка 1
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 2

"В бюджетной части повышения или хотя бы индексации заработной платы педагогических работников дошкольных организаций, школ, дополнительного образования и профобразования практически ничего нет. Преподаватели вуза получат индексацию на уровне 6,9%." (Т. е. ниже уровня инфляции).

Что это такое? Нежелание видеть проблему, беспечная халатность с надеждой на "авось" или что-то ещё?

4) Неуважительные высказывания чиновников о тяжелейшем труде людей, которые занимаются воспитанием и обучением будущего поколения нашей страны.

Если честно, обидеть человека очень легко. И хотя я понимаю, что слова отдельных "умов" совершенно не справедливы ни по отношению ко мне, ни по отношению к моим коллегам, но, честно, "за Державу обидно".

5) Уход отличных специалистов в "Самозанятость".

А вот теперь "фишка". Зачем надрываться на благо Родины, в которой твой труд не оценён по достоинству? И как, не работая на государство (лишь отдавая 4% налога со своей деятельности), начать зарабатывать в действительно творческой, спокойной обстановке, когда сердце поёт и крылья распрямляются? Ответ прост: уйти в "Самозанятость". Будет ли репетиторство востребованным? Даже не сомневайтесь, будет. Посмотрите статистику одного объявления о репетиторстве на Авито за первую после каникул неделю января (при том, что набор объявлен только на следующий учебный год).

Карточка 3
Карточка 3

И вот возникает закономерный вопрос: не прейдёт ли часть учителей в "Самозанятость", не останутся ли школы без педагогических работников, которых и так мало? Будет ли эта программа способствовать сеянию разумного, или она сыграет плохую шутку. С кем?

Пока Правительство не задумается по-настоящему о действительно тяжёлом положении школы, мы не сдвинемся с места. Мало говорить с экранов телевизоров о реформах, ничего не предлагая взамен. "Старый мир" мы уже разрушали, новый что-то никак не отстроится.

В одной из моих статей я могла упомянуть о Стелленбосском университете в далёкой ЮАР, но я не поленюсь и сделаю это снова (карточка 4).

Карточка 4 (источник: Яндекс, Картинки)
Карточка 4 (источник: Яндекс, Картинки)

Вы находитесь на дружелюбном канале.

Уважайте себя. С уважением, автор.

P.S. В созвучие с настоящей публикацией 27 января 2022 года в СМИ появились сообщения о Манифесте спасения массовой школы, созданном коллективом авторов под руководством Алексея Владимировича Савватеева, доктора физико-математических наук. Я изучила этот Манифест и написала статью под названием "Дождались: Манифест спасения массовой школы России. Я подписываюсь под каждым словом". Прочитайте, пожалуйста, этот Манифест, уважаемые читатели, выскажите о нём своё мнение. Ссылка на Манифест внутри статьи.

#школьное образование #школа #обучение в россии #математика #учитель #проблемы общества

Источник иллюстрации: Яндекс, Картинки
Источник иллюстрации: Яндекс, Картинки