Узбекистан как единственная постсоветская страна, поддерживающая многовекторную (нейтральную) политику в гораздо меньшей степени зависит от России и Китая, чем его соседи, в настоящее время не входит в ОДКБ и не имеет на своей территории иностранных военных баз. С приходом к власти в 2016 году Шавката Мирзиёева отношения с Россией заметно потеплели, хотя и в рамках более широкой тенденции улучшения внешних связей.
Еще в 2001 году тогдашний президент Ислам Каримов сдал в аренду американцам авиабазу Карши-Ханабад. Но в мае 2005 г., после того как Вашингтон решительно осудил жестокое подавление протестов в Андижане, в ходе которых были убиты сотни узбеков, узбекское правительство потребовало вывода американских войск. С 2013 по 2016 год в Ташкенте находился офис НАТО в Центральной Азии.
С тех пор как Мирзиёев пришел к власти в 2016 году, военные связи между Узбекистаном и США возобновились. В 2018 году узбекский лидер посетил Вашингтон, где подписал первый в истории план военного сотрудничества с США. С тех пор количество совместных военных учений увеличилось, и теперь узбекские офицеры имеют возможность тренироваться в США и странах НАТО.
Но вопрос о размещении американских войск в Узбекистане неизбежно встретит сопротивление Москвы и Пекина, и сомнительно, что Ташкент готов заплатить такую цену и испортить отношения Вероятно, также будет серьезное сопротивление со стороны узбекского общества, учитывая возмущение, вызванное недавними слухами об открытии в республике российской военной базы: американская база будет еще менее популярной.
Перспективы
Даже если военная база США в конце концов откроется в Центральной Азии, это не изменит баланс сил на местах. Нет никаких интересов, которые требуют от Вашингтона долгосрочной политики в отношении региона. Если Россия и Китай видят в Узбекистане реального партнёра на будущее, цель США – просто противостоять влиянию Москвы и Пекина.
Ни в одной из трех стран Центральной Азии, где США теоретически могут открыть военную базу (Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан), потенциальные преимущества для принимающей страны не перевешивают риски. По всей видимости, никто из них не согласится размещать базу. Это отражает как снижение роли США в регионе, так и усиление соперничества между мировыми державами. Похоже, что Вашингтону придется искать другие решения, такие как переброска части своих войск на Ближний Восток.