Найти тему
Casus Belli

1895 г. "Трудно понять, как Китай намеревается дальше вести эту войну"

Накануне штурма Вэйхайвэя губернатор провинции Хунань У Дачэн официально предложил японцам… сдаться.

Сдача современной крепости Порт-Артур после символического сопротивления стала смертельным ударом по военному престижу Китая. Чиновники бежали, войска сражались плохо, противник в очередной раз захватил горы военного снаряжения и боеприпасов, которые никто даже не пытался уничтожить. Налицо была полная военная импотенция.

Виновным в этой военной катастрофе решено было сделать наместника провинции Чжили и формального шефа Бэйянского флота Ли Хунчжана. Напомним, что ранее Ли уже лишился таких важнейших атрибутов монаршьей милости, как трехглазое павлинье перо и желтая куртка для верховой езды.

Ли Хунчжан «обратился к трону с просьбой о надлежащем наказании» и в течение двадцати четырех часов был лишен всех своих титулов, почестей и должностей. Но при этом… остался на прежней должности и даже несильно потерял в «аппаратном весе».

Ли Хунчжан
Ли Хунчжан
Каких бы почетных титулов он ни был лишен, становится все более очевидным, что Его Превосходительство Ли Хунчжан полностью сохранил свои полномочия. При всех своих недостатках, он один из лучших слуг Императора, если не самый лучший.
«Северокитайский Вестник», 25 января 1895 г.

Обычай китайского двора подвергать своих чиновников публичным унижениям вместо проведения серьезной политики давно уже был предметом насмешек.

Ли Хунчжана сделали козлом отпущения. Он - единственный человек в Китае, который выступал за европейские методы, и теперь он будет нести ответственность за то, что несколько старых консерваторов отказались следовать его советам.
…Самый способный человек в империи просит, чтобы его наказали за то, что он сделал все возможное. Кого он просит? Старых бесплодных трутней, десятилетиями мешавших его политике… Как в понимании потребностей своей страны, так и в дальновидности он превосходит всех своих соперников.
The Japan Weekly Mail, 3 ноября 1894 г.

Избежавший худшей участи Ли Хунчжан не замедлил нанести ответный удар. Он публично обвинил своих противников в том, что именно их сопротивление не позволило Китаю иметь железные дороги, столь нужные для эффективной переброски войск. Ли отмечал, что с 1888 года ему было запрещено приобретать новые корабли, в то время как девять быстроходных японских кораблей из 21 вошли в строй именно в этот период. Технологическая отсталость китайского флота не позволяла на равных сражаться с японским. Кроме того, Хунчжан горько жаловался на нежелание императора Гуансюя удовлетворять его заявки на дополнительные ресурсы: «Всей мощи Японии противостоят лишь силы нескольких северокитайских провинций»...

Ли Хунчжан награждает немецкого военного советника Константина фон Ханнекена
Ли Хунчжан награждает немецкого военного советника Константина фон Ханнекена

В меморандуме, выпущенном зятем Хунчжана Ли Чжаном Пэйлуном, утверждалось, что еще в 1874 году (!) наместник Ли призывал средства, направляемые на укрепление границы с Россией, тратить на усиление флота.

125 лет спустя кажется очевидным, что для маньчжурской династии проигрыш войны был меньшим злом по сравнению с усилением «внутреннего врага», в качестве которого рассматривалось ханьское большинство населения. Особенно опасным в этом плане представлялся умный и харизматичный Хунчжан, сам по происхождению ханец.

…Так или иначе, Ли в своем кресле усидел. Война продолжалась.

Трудно понять, как Китай дальше намеревается вести эту войну. На месте китайцев мы бы уже запросили условия заключения мира.
Нью-Йорк Таймс, 25 ноября 1894 г.
-4
Сегодняшний Китай… представляет собой прискорбное зрелище. До начала этой войны никто не подозревал о такой его слабости и неготовности. Что касается китайской армии, то она мало чем отличается от орд Чингисхана. Морские силы располагают несколькими превосходными судами, но это не флот, пригодный для войны! Повсюду бардак и бесстыдное воровство.
Le Temps, 3 января 1895 г.

9 декабря в Токио состоялось грандиозное празднование по случаю взятия Порт-Артура. Но японцы не почили на лаврах, а продолжили наступление через Маньчжурию в направлении Пекина, одновременно начав подготовку к охвату Пекина c юго-востока.

Падение Порт-Артура не решило для японского верховного командования проблему Бэйянского флота. Он по-прежнему представлял угрозу для коммуникаций, и с этим приходилось считаться.

Китайский броненосец "Динъюань"
Китайский броненосец "Динъюань"

Еще 14 ноября 1894 года китайские корабли укрылись в Вэйхайвэе на северном побережье полуострова Шаньдун. И если в Порт-Артуре японцы стремились захватить и удерживать нужные им военно-морские объекты, то в Вэйхайвэе целью стало "уничтожение флота в гавани".

Бухта Вэйхайвэя размером примерно 10 на 4,5 км имеет два входа: мелкий и широкий восточный (он проходим для крупных судов только во время прилива), и глубокий узкий на западе. Западный проход имеет ширину менее одной морской мили. Оба входа разделяет сильно укрепленный остров Люкунг (Люгундао) и несколько островов поменьше (Хуан, Чжи), составляющих целую оборонительную систему. На Люкунге, помимо прочего, имелись значительные запасы боеприпасов и провианта.

Схема гавани Вэйхайвэя
Схема гавани Вэйхайвэя

Оба входа в бухту перекрывал 3-дюймовый стальной трос, натянутый между закрепленными на якорях деревянными буями. При необходимости боны можно было отвести, пропуская китайские суда. Оба входа также были защищены минными полями (количество и тип мин точно не известны).

Гарнизон Вэйхайвэя располагал 57 береговыми крупнокалиберными орудиями, 20 из которых находились в фортах. В мирное время гарнизон насчитывал 3700 военнослужащих, но к ноябрю 1894 года его численность была доведена до 6500 человек, из которых более 1200 составляли гарнизоны на островах Люкунг, Хуан и Чжи, а еще 2500 человек обороняли позиции у входов в залив. Остальные войска были размещены в городе и близ него. Помимо крепостных орудий, эти войска располагали примерно двадцатью полевыми и горными орудиями, а также митральезами. Береговую оборону могли услить экипажи боевых кораблей (около 3 тысяч человек) и персонал береговых объектов ВМФ (еще 1000). Последним усилением вэйхайвейского гарнизона стали 1000 экстренно мобилизованных новобранцев, боевые возможности которых, конечно, были крайне невелики. Всего китайское командование располагало более чем 10 тысячами человек. Еще 2000 человек можно было привести на выручку морской крепости из Чифу, 7000 из Тунгчоу и более 2000 – из Жунчэня.

Старшим командиром в порту Вэйхайвэй был адмирал Дин Жучан, которому подчинялись все военные корабли на рейде: линкоры Дин Юань и Чжэнь Юань (вышедший из строя после посадки на скалы 19 ноября), небольшой броненосец береговой обороны Пинг Юань, крейсеры Лай Юань (все еще неотремонтированный после сражения при Ялу), Цзин Юань и Ци Юань, малые крейсера Вэй Юань и Ка Танчи, торпедные катера Гуан Пинг, канонерские лодки Чэнь Дун, Чэнь Си, Чэнь Нань, Чэнь пей, Чэнь Чжун и Чэнь Пьен, 14 торпедных катеров (восемь из которых покинули Порт-Артур буквально под носом у японцев 17 ноября и прибыли в Вэйхайвэй 19 ноября) и 10 вспомогательных судов и транспортов. Наземной обороной командовали генерал Чжэн Вэньсуань (командующий гарнизоном Люкунга) и Дай Цуньцзянь (командующий гарнизоном Вэйхайвэя). Между адмиралом и Цуньцзянем сложились крайне неприязненные отношения, что никак не повышало обороноспособность крепости.

Крейсер Ци ЮаньЦи Юань
Крейсер Ци ЮаньЦи Юань

На складах острова Люкунг имелись огромные запасы продовольствия, угля и боеприпасов, так что при умелом и храбром ведении обороны Вэйхайвэй мог держаться очень долго. Главными его недостатками были отсутствие сухого дока и слабые сухопутные укрепления, но не они сыграли роковую роль. Ахиллесовой пятой Вэйхайвэя стала некомпетентность командования и крайне низкий боевой дух защитников.

Чтобы уничтожить, наконец, Бэйянский флот, японцы решили сначала блокировать его в Вэйхайвэе, а затем захватить крепость, атаковав ее с суши.
Ровно так же десять лет спустя они поступят с русским Порт-Артуром.

Накануне нападения на Вэйхайвэй помощник имперского комиссара обороны, президент Военного совета, вице-президент Суда цензоров, губернатор провинции Хунань и помощник премьер-министра Империи У Дачэн сделал официальное заявление. Он великодушно предложил японцам… сдаться.

У Дачэн
У Дачэн
Дачэн отметил, что его "милосердный ум" не может вынести душераздирающего зрелища, когда японские войска "строятся в этот сильный мороз перед нашими свежими батальонами на верную погибель".

После катастрофы под Вэйхайвэем Дачэн получит командование над армиями провинций Хунань и Хубэй, будет разгромлен в первом же сражении, и навсегда потеряет милость императора, а с ней – все свои блестящие должности.

19 декабря 1894 года японские войска атаковали отступающие части китайского генерала Суна и, после ожесточенного боя, заняли Гуантуньчэн, город к юго-западу от Хайчэна. Сун не смог соединиться с другой китайской армией на севере; в китайских оборонительных построениях возник угрожающий разрыв. Цинская армия четырежды (!) предпринимала безуспешные попытки восстановить положение, и это было единственное крупное китайское наступление за всю войну.

-10

10 января 1895 года Вторая армия предприняла штурм окруженного стеной города Гайпин. И хотя японцам пришлось лезть по обледенелым склонам, крепость пала менее, чем за сутки.

Для штурма Вэйхайвэя с суши японское командование выделило более 26 тысяч человек под командованием генерала Ойямы. 10 января 1895 в гавани Удзина близ Хиросимы эти войска погрузились на 50 транспортов и утром 14 января прибыли в порт Далянь. Пополнив здесь запасы пресной воды и продовольствия, армада отправилась к пункту высадки – в залив Джунчень на восточной оконечности полуострова Шаньдун, в 67 км от Вэйхайвэя.

-11

Западнее силами крейсеров «летучей эскадры» японского адмирала Цубоя была организована бомбардировка гавани Тунчжоу – это должно было отвлечь и дезориентировать противника. 18 января три крейсера ("Есино", "Нанива" и "Акицусима") , преодолев сильный шторм, начали обстрел китайских позиций, продолжавшийся весь световой день. Хотя защитники практически не понесли серьезных потерь, бомбардировка вызвала большой переполох. Нападение на Вэйхайвэй было логичным и ожидаемым, а обстрел приняли за артподготовку места высадки. Китайское командование тут же отправило в Тунчжоу более 4000 человек из гарнизона Вэйхайвэя, что ослабило и без того быстро разлагающее воинство. Пока тысячи китайских солдат спешили к Тунчжоу, крейсера Цубоя направились на восток, и в тот же день присоединились к основным силам.

Адмирал Ито
Адмирал Ито

Первая группа из 19 транспортов, перевозившая более 9000 военнослужащих 3-й бригады и инженерных подразделений, которые должны были готовиться к высадке оставшихся сил, покинула бухту Талиен вечером 19 января. Их сопровождали основные силы японского военно-морского флота под командованием вице-адмирала Ито, в состав которых входили крейсера Мацусима, Ицукусима, Хасидате, Чийода, Фусо, Хиэй, Конго, Такао, Яэяма, Атаго, Майя, канонерки Чокай, Атаго и Банджо, а также три флотилии торпедных катеров (16 военных кораблей). По пути к ним присоединились крейсера «летучей эскадры».

Вспомогательный крейсер Яэяма
Вспомогательный крейсер Яэяма

20 января около 06.00 вся армада бросила якоря в заливе Жунчэн. Поручив охрану места высадки вспомогательному крейсеру "Яэяма" и канонерским лодкам "Атаго", "Майя" и "Банджо", оставшиеся корабли повернули обратно в сторону Вэйхайвэя. Меньше всего японцам хотелось в этот момент, чтобы повторился порт-артурский конфуз, когда китайские корабли улизнули у них из-под носа. Предполагалось, что днем у мыса Шандун будут дежурить основные силы, а ночью выход из гавани перекроют крейсера «летучей эскадры» и катерники.

Канонерская лодка "Банджо"
Канонерская лодка "Банджо"

Высадка в Жунчэне застала обороняющихся врасплох. 3-я бригада сопротивления почти не встретила, если не считать перестрелки с охраной телеграфного поста на мысе Шандун. Первые же залпы крейсера "Яэяма" разогнали немногочисленных его защитников, и к полудню вся бригада была на берегу. Быстро преодолев 14 км до Жунчэня, она без боя заняла город; двухтысячный китайский гарнизон стремительно смазал лыжи.

-15

21 января началась высадка 4-й бригады и штаба генерала Ойямы; через день к ним присоединились транспорты с солдатами 11-й бригады. 24 января все войска армии Ойямы были высажены и готовы к броску на Вэйхайвэй…

#1894

#военная история

#японо-китайская война

#военно-морской флот

#китай

#история китая

#война

#вэйхайвэй

#япония

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6