Найти тему
Бизнес Прогресс

Банкротство по новым правилам

Минэкономразвития занялось подготовкой масштабного реформирования законодательства о банкротстве. Законопроект еще не передан на рассмотрение Правительству и Думе, но и без того жизнь вносит свои коррективы в отношения кредиторов и должников. Речь идет о новой статье ст.9.1, появившейся в законе о банкротстве №127-ФЗ. Данная норма предоставила Правительству России возможность в исключительных случаях вводить мораторий на банкротное производство. На сегодняшний день таким особым обстоятельством было признано распространение коронавирусной инфекции. Поэтому этой весной на банкротство в стране введен мораторий.

Что это значит? Начиная с апреля месяца и следующие полгода кредиторы не смогут заявлять о возбуждении банкротства в отношении определенных категорий должников. Это касается также заявителей в лице государственных органов, например, Налоговой службы. При нарушении данного запрета суды будут возвращать поданные заявления, даже если они были направлены (не рассмотрены!) до даты введения моратория.

Вместе с этим не подлежит публикации на официальном ресурсе информация о намерениях кредитора инициировать процедуру банкротства, а то, что было опубликовано ранее, теряет свою силу. То есть по окончании моратория кредитору придется повторно проходить стадию информирования.

Должники получают передышку и за пределами процедуры банкротства: нельзя будет обратить взыскание на предмет залога, хоть бы и вне суда. Производство по исполнительным листам также приостанавливается. Обеспечительные меры, правда, остаются в силе, например, наложенные на имущество аресты.

Вместе с тем, должнику запрещается в указанный период:

  • распределять полученную прибыль (платить дивиденды);
  • выплачивать участнику стоимость его доли, выкупать размещенные акции;
  • исполнять обязательства путем зачета в нарушении правил очередности в рамках банкротства.

Что интересно, ряд крупных компаний попали в списки и автоматически лишились права распределять свою прибыль между учредителями. А может ли организация добровольно по своей инициативе отказаться от особого статуса и снять ограничения? Прямого ответа закон не дает. Подразумевается, что если предприниматель в период действия моратория не имеет финансовых затруднений и не отвечает признакам банкрота, то нет оснований для ограничений в распределении дивидендов. Проще говоря, раз должник не использует преимущества положения, то и ограничения ему ни к чему. Но подобная позиция потребует серьезного обоснования. Иначе факт распределение прибыли рискует быть признанным необоснованным.

Что касается положения самого должника, то он в период действия моратория освобождается от обязанности признавать себя банкротом при наличии соответствующих обстоятельств, но может это сделать, если сочтет нужным. То есть сам должник может стать банкротом, другие его признать несостоятельным не могут. Обращаем на это внимание кредиторов: даже в таких особых обстоятельствах следует держать руку на пульсе и отслеживать статус своего должника.

Если рассуждать о субсидиарной ответственности контролирующих лиц, то совершенно непонятно, как в данных условиях определять вину, скажем, руководителя, которого освободили от обязанности признавать себя банкротом даже при наличии фактических оснований. Возможно, этот вопрос будет рассматриваться индивидуально с учетом поведения КДЛ по окончании действия моратория.

А теперь самое интересное – каков круг субъектов, попавших под защиту введенных мер?

Во-первых, это предприниматели (ИП и компании), направления деятельности которых входят в особый список кодов ОКВЭД. Этот список составила специальная комиссия. Сразу ответим на вопрос: можно ли попасть под действие моратория, изменив коды деятельности – нет, нельзя. Информация берется из ЕГРЮЛ на дату введения ограничений. Все изменения, произведенные впоследствии, принципиального значения иметь не будут. Во-вторых, составлен перечень системообразующих компаний и стратегических организаций, которые воспользуются льготами моратория. Ознакомиться со всеми списками можно на официальном ресурсе Налоговой службы.

Установлено, что в период действия моратория прекращается начисление штрафов на долги. Но нет ни одного закона, который запретил бы кредитору обратиться в суд в рамках искового производства с требованием погасить задолженность и начисленные штрафы, пени. Таким образом, до осени (окончание срока действия моратория) у кредиторов есть возможность взыскать свои деньги в общеисковом порядке либо следить за состоянием должника, отслеживая возможное банкротство по его инициативе.

По окончании моратория кредиторы вновь приобретают право банкротить должников из обозначенного списка. Причем в первые месяцы будут действовать особые правила по определению подозрительных сделок, которые можно было бы оспорить. Речь идет о расширении периода охвата совершения сделок: до, во время и год после моратория. Причем все сделки, заключенные должником за период с даты введения моратория и до его окончания, автоматически признаются ничтожными, если они отвечают перечисленным в законе признакам: выходят за рамки обычной для данного предприятия коммерческой деятельности либо цена более 1% стоимости активов.

Что касается процедур банкротства, затеянных до введения моратория, то и здесь есть свои новеллы. Например, собрания кредиторов стало возможно проводить удаленно (бюллетени заполняются кредиторами и направляются по указанному адресу в установленные сроки). Процесс заключения мирового соглашения также упрощается. Такое соглашение считается утвержденным, если его одобрило простое большинство (но все залоговые кредиторы). При этом письменное согласие кредитора означает голос в пользу утверждения мирового соглашения. Также арбитражный управляющий может провести голосование в заочном формате в отношении любых должников (из специального списка и нет).

Вообще, целью введения режима моратория было обозначено стремление государства поддержать должника в трудные времена. По своей сути этот режим напоминает процедуру наблюдения в рамках банкротства. Можно было бы посоветовать должнику использовать передышку для разработки плана по выходу из сложившейся критической ситуации, а также стараться скрупулезно фиксировать (документально) все шаги для исключения обвинений в ухудшении положения.

Но, справедливости ради, стоит признаться, совершенно непонятно, как в таких условиях должник мог бы поправить свое пошатнувшееся положение. Совершаемые сделки не могут выходить за рамки «привычных» и относительно недорогих, то есть сразу нет всем нестандартным идеям. Плюс контрагенты будут сторониться такого партнера, опасаясь рисков признания заключенных сделок ничтожными. По факту мораторий лишь «замораживает» состояние должника. И если он находился в предбанкротном состоянии, то вряд ли в этот период он сможет выкарабкаться. А вот кредиторы, которые на весь период «заморозки» оказались лишь сторонними наблюдателями, после окончания действия моратория получат практически неограниченные возможности привлечения должника к ответственности. Как бы подобное положение не подтолкнуло компании с неустойчивым финансовым положением заявить о собственном банкротстве как раз во время моратория.

Сделайте свой бизнес безопасным и процветающим!
С уважением, Компания "Бизнес Прогресс"

#банкротство юрлиц #банкротство #бизнес и финансы #налоги в россии #налоговая проверка