Найти тему
ScaleModel

Сделано в СССР. Или 4 модели МиГов от загадочного А/Я-51.

Оглавление

Всем привет.

Коллеги, привыкли к буйству и ассортименту сейчас на полках? Хаете производителей за несоответствие моделей и чертежей прототипов? В этой статье хочу Вам поведать про 4 модели советских ранних МиГов, выпускаемых таинственным и загадочным А\Я 51.

МиГ-21 от Трампа
МиГ-21 от Трампа

Предыстория

В 1970-1980 гг. на прилавках советских магазинов достаточно часто можно было встретить сборные модели в коробках с изображением истребителей МиГ на фоне голубого неба с облаками, где в качестве производителя был указан таинственный “А\Я 51”. Изделия предлагались по очень приятной цене-за 50 копеек можно было получить целую сборную модель самолета в 72-м масштабе.
Коробка от загадочного а/я 51
Коробка от загадочного а/я 51

Про производителя.

Данные изделия принадлежат НПО “Вектор” (г.Ленинград). Основное производство этого завода сосредоточено под военные радиотехнические и радиоэлектронные комплексы. Каким именно образом на предприятия попали пресс-формы-неизвестно. Вполне возможно, что связано это с плановой экономикой и параллельным выпуском товаров народного потребления на мощностях завода. Выпуском был представлен на 4-х моделей дозвуковых реактивных истребителей МиГ (МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21).

Фото прототипов с кратким описанием для наглядности:

А теперь собственно пройдемся по продукции данного производителя. Как было написано выше. НПО Вектор под маркой А /Я-51 выпускал всего 4 масштабные модели самолета. По порядку.

МиГ-15

Коробка с изделием. Фото взято на сайте ретро-моделс.ру
Коробка с изделием. Фото взято на сайте ретро-моделс.ру
Первое упоминание о модели истребителя “МИГ-15” состоялось в каталоге игрушек 1965 года. Прототипом для неё послужила модель от польского кооператива “Ruch”. Выход на рынок “Russian Jet Fighter MiG-15” состоялся ещё в 1958-м году и, поскольку именно этот комплект был наиболее доступным в Европе, польские коллеги выбрали именно его, немного изменив раскрой.

Советская же пресс-форма, созданная специалистами ленинградского НПО “Вектор”, полностью повторяла польский “оригинал”.

Содержание набора:

Производство модели “МИГ-15” продолжалось до 1991-го года включительно. В общей сложности было выпущено три издания:

— первое, в удлиненной коробке, производилась до начала 1980-е гг.

— второе, в широкой коробке с обновленным бокс-артом, производилась с первой половины 1980-х до 1991 г.

— экспортное, в стандартной коробке первого типа с надписью “Novoexport” и инструкцией на английском или немецком языках.

Производство данной модели на НПО “Вектор” было прекращено в 1991-м году.

В советские годы альтернативой ленинградскому “МИГ-15” в 72-м масштабе была только модель “MIG-15” от чехословацкой фирмы “KP”. Выполненная на более высоком качественном уровне, она заслуженно ценилась советскими моделистами, но в СССР в открытой продаже практически не появлялась. За рубежом крупные модельные фирмы МиГ-15 обходили стороной, так что модель от НПО “Вектор” в 1970-1980 гг. оказалась почти без конкурентов.

__________________________________________________________________________________________

Миг-17

-6

Среди моделей, выпускаемых в советский период под безликим “брендом” А\Я-51, присутствовал истребитель “МИГ-17”. Эта модель, разработки 1970-х гг., выпускалась в трех изданиях – два предназначались для внутреннего рынка и различались только размерами коробок, а экспортный вариант соответствовал первому советскому изданию, поставляясь в страны СЭВ под маркой фирмы Novoexport. Фактическим производителем пластиковых МИГов было ленинградское НПО “Вектор”,

Модель “МИГ-17” поступила в продажу в начале 1970-х гг., но относительно “кругозоровских” изделий, размах производства был не столь крупным (впрочем, партии по 30.000-50.000 наборов в год для той же фирмы FROG, чьи пресс-формы были проданы Советскому Союзу в 1975-1977 гг., считались вполне масштабными).

Несмотря на то, что в инструкции “МИГ-17” заявлялся как “точная модель-копия”, по факту это было не так – высокой степенью копийности модель не отличалась, хотя по ряду внешних признаков она соответствовала ранней модификации реального истребителя МиГ-17.

Сравнение деталей фюзеляжей из наборов ленинградских моделей даёт ряд основания полагать, что для “МИГ-15” и “МИГ-17” они разрабатывались параллельно. Ещё одной особенностью было использование “унифицированного” фонаря для обоих МИГов, хотя на реальных самолётах они были разными. Впрочем, модель была достаточно проста в сборке и имело такое преимущество, как наличие вариантов сборки с выпущенным или убранным шасси, что на моделях советской разработки встречалось нечасто. Кроме того, в комплекте также присутствовали подвесные топливные баки.

Модель под коробочным названием “МИГ-17” включала 31 деталь (28 из цветного пластика и 3 прозрачных, две из которых относились к подставке с овальным основанием), что было на одну деталь меньше, чем у более ранней модели “МИГ-15”. Комплект также включал инструкцию и буклет с краткой историей самолётов ОКБ МиГ.
Модель под коробочным названием “МИГ-17” включала 31 деталь (28 из цветного пластика и 3 прозрачных, две из которых относились к подставке с овальным основанием), что было на одну деталь меньше, чем у более ранней модели “МИГ-15”. Комплект также включал инструкцию и буклет с краткой историей самолётов ОКБ МиГ.

При Советском Союзе особых альтернатив ленинградскому “МИГ-17” не было. Единственная на то время доступная модель “MIG-17” производилась чехословацкой фирмой KP и по уровню исполнения она была не просто выше – “чех” сравнительно неплохо ложился в чертежи, имел более тонкий и аккуратный раскрой, а также был хорошо детализирован для своего времени. Впрочем, достать её можно было в основном на “толкучках” (за соответствующую цену) или в рамках обмена между моделистами, в то время как “МИГ-17” от НПО “Вектор” был вполне доступен рядовому любителю моделирования в государственных магазинах.

__________________________________________________________________________________________

Миг-19

Коробка с МиГ-19 от А\Я 51
Коробка с МиГ-19 от А\Я 51
В списке моделей из Ленинграда также значился истребитель МиГ-19. Это была не первая советская разработка “19-го”, поскольку ещё в начале 1960-х гг. московское предприятие “Юный техник” скопировало разработку от американской фирмы “Lindberg”, немного переделав её на свой лад.

Модель под коробочным названием “МИГ-19” от А\Я-51 продавалась в советских магазинах с начала 1970-х до 1991-го года включительно. Практически до распада СССР цена на неё оставалась стабильной и составляла 50 копеек. Также модель продавалась на экспорт в страны СЭВ, получил немного измененную коробку старого образца с надписью “Novoexport” и дополнительную инструкцию.

В отличии от моделей “МИГ-15” и “МИГ-17”, данная разработка НПО “Вектор” оказалась очень далека от оригинала, но не настолько, как в случае с моделью от “Юного техника”. Геометрия ленинградского “МИГ-19”, который по ряду внешних признаков относился к модификации истребителя-перехватчика МИГ-19ПФ, не соответствовала чертежам в значении слова “абсолютно”.

Как правило, модель собиралась в варианте “из коробки”, потому как уровень доработок был бы просто огромен, а в советское время хороших чертежей на МиГ-19 просто не публиковалось. Однако, нет ничего невозможного! Найдя соответствующие публикации, которые сейчас вполне доступны во всемирной сети, ленинградский “МИГ-19” можно вполне довести до ума.

Самая трудоёмкая часть – это фюзеляж. Для начала нужно будет исправить непропорциональную ширину, которая портит внешний вид модели в абсолютной степени, благо, толщина пластика это позволяет. Затем переходим к носовой части, где “фирменная” деталь с обтекателем радара и конусом будет абсолютно бесполезной. Казалось бы, тут сразу должны возникнуть проблемы с длиной фюзеляжа, но это совершенно не так и даже наоборот – пластика хватит для соответствующей обработки как внешней, так и внутренней поверхности. Можно задаться целью и доработать модель до уровня модификации ПФ, а можно пойти более простым путем, сделав только разделитель канала воздухозаборника.

Далее надо будет доработать кабину пилота, удалив наплыв за сдвижной частью фонаря и зашив образовавшийся проём. Форма выреза под кабину также не отличается точностью в геометрии, поскольку разрабатывалась она под “унифицированный” фонарь, которым также комплектовалась модель “МИГ-21” того же предприятия. Соответственно, прозрачную деталь придётся сделать заново.

Хвостовая часть фюзеляжа тоже “не лезет ни в какие ворота”, но как уже было сказано выше, толстый пластик – это очень хорошо. Подфюзеляжный киль мелковат и вполне достоин удаления с последующей заменой. Горизонтальное оперение и киль тоже лучше заменить, но можно доработать и их, несколько увеличив по площади и придав нужную форму.

Консоли крыла имеют неправильный профиль в плане. Этот дефект исправляется увеличением размаха с последующей обработкой по чертежам. Заодно следует проработать ниши шасси, которые у модели вышли слишком схематичными.

На этот моменте плавно переходим к деталям шасси – решение от ленинградских разработчиков, когда колеса основных стоек крепились прямо к щиткам, а носовую стойку выполнили “монолитом”, было приемлемо в 1970-е гг. Таким образом, вопрос с заменой этих “запчастей” следует считать решенным. Про такие нюансы, как новый внутренний раскрой и “мелочевка” рассказывать излишне.

Производство “МИГ-19” было прекращено незадолго до развала производственного объединения в марте 1992 года, которое по причине вхождения в советский оборонный комплекс лишилось финансирования и кооперации с другими предприятиями. Судьба и состояние пресс-форм на данный момент неизвестно.

__________________________________________________________________________________________

МиГ-21

-10

Четвертой, и последней, пластиковой моделью, выпускаемым ленинградским предприятием, входившем в НПО “Вектор” (скрывшимся под названием А\Я-51), стал истребитель “МИГ-21”

Появление модели под коробочным названием “МИГ-21” от НПО “Вектор” датируется второй половиной 1970-х гг. Более точную дату назвать сложно в виду “режимности” данного предприятия в годы существования СССР.

-11
На протяжении советского периода выпуска модель упаковывалась в два типа коробок. Ранний вариант представлял собой прямоугольный длинный “пенал” из плотного картона и полноцветным изображением двух истребителей с номерами 867 и 865. В более поздней версии была введена унифицированная коробка с примерным соотношением сторон 1:1,5. Помимо этого, немного оживили изменился бокс-арт на лицевой стороне — основной фон рисунка был расширен, а истребителям добавили элементы наружной подвески в виде подвесного топливного бака и ракет Р-3М.

В набор также входили две детали V-образной подставки из прозрачного пластика, инструкция, лист с исторической справкой по самолётам МиГ и декаль в виде “липкой аппликации” со звёздами, но без бортовых номеров и технических надписей.

В набор также входили две детали V-образной подставки из прозрачного пластика, инструкция, лист с исторической справкой по самолётам МиГ и декаль в виде “липкой аппликации” со звёздами, но без бортовых номеров и технических надписей.
В набор также входили две детали V-образной подставки из прозрачного пластика, инструкция, лист с исторической справкой по самолётам МиГ и декаль в виде “липкой аппликации” со звёздами, но без бортовых номеров и технических надписей.

__________________________________________________________________________________________

Ленинградские модели в годы существования СССР пользовались популярностью благодаря цене в 50 копеек и простоте в сборке, однако их век закономерно завершился в период “перестройки”. Последнее упоминание о поставках “МИГ-17” в сеть розничной торговли относится к 1991 году, а в начале 1992-м года НПО “Вектор” прекратило своё существование в прежнем виде. Соответственно, производство пластиковых моделей было свёрнуто. Судьба пресс-форм остаётся не выясненной – скорее всего, уже при “независимой” России они были отправлены в металлолом.

Вместе с тем, определённый запас отливок всё ещё оставался, и в 1993 году их можно было встретить под торговой маркой “СКМ” — фирма с таким названием находилась в Санкт-Петербурге, но больше о ней ничего не известно. Вместе с тем, данное издание имело конкретизированное коробочное название “МИГ-21Ф13” и номер 01301, а сама модель упаковывалась в коробку очень приличного качества.

Также существовал вариант упаковки от некой фирмы “Авиаль”, но в данной случае распечатанная на цветном принтере “полиграфия” просто наклеивалась на ленинградские коробки. В данном случае коробочное название определялось как “МИГ-21 \ MIG-21 FISHBED”.

-13

_______________________________________________________________________________________

Подведя черту хочу сказать одно - не фрогом единым жил тогда моделист в СССР. Государство шло навстречу - организовывала производства, занималось производством. Организовывались кружки и секции. Сейчас же-время людей "купи дешевле-продай подороже". Покупатель найдется. Поэтому и нет производства. В наличии только "Пятерочки" да церкви. Грустно.

Народ тупеет, не читает, не интересуется, а ждет манны небесной от кого-то.... А почему?

Хочу выразить огромную благодарность за материал руководству сайта ретро-моделс.ру

Всем спасибо за внимание! Лайк, подписка и комментарии улучшают вашу карму!

-14