Вопрос о качестве обучения актуален всегда. В связи с этим учитель стоит перед выбором методик, технологий, а также методической литературы. В многообразии тетрадей на печатной основе сложно выбрать универсальную тетрадь, подходящую под каждого обучающегося. А данные тетради помогают организовать персонализированное обучение за счет различных типов заданий, индивидуальных маршрутов освоения тем. В школе Абсолют мы используем такие тетради в рамках школы полного дня, что особенно удобно. Особую значимость при наличии индивидуальных тетрадей приобретает сбор всей необходимой информации (раздаточного материала, выполненных заданий, проверочных и контрольных работ) в одном месте, т.к. обучающиеся часто теряют, меняют, забывают рабочие тетради.
Использование индивидуальных тетрадей способствует переходу к персонализированному обучению, дает возможность учитывать особенного каждого обучающегося, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут.
4 шага к созданию индивидуальной тетради
1. При создании тетради в первую очередь необходимо определиться с временными рамками этапов изучения программы предмета. Мной была использована триместровая система, так как она наиболее понятна обучающимся. То есть каждый этап равен модулю.
2. Далее, в соответствии с часовой нагрузкой, необходимо составить план на конкретный этап. Он может быть назван в соответствии с желанием учителя (маршрутный лист, индивидуальный маршрут и т.п.). В учебном плане необходимо обозначить темы, которые будут пройдены на данном этапе, а также указать наличие проверочных и контрольных работ.
3. После составления плана необходимо описать изучаемые разделы. В описании указываем временной период, в котором будет изучен описываемый раздел, количество уроков в разделе, цели и результаты изучения.
4. Следующим шагом будет создание плана действий обучающегося, в котором будут описаны действия, необходимые для самостоятельного изучения темы в случае пропуска и/или опережающего изучения тем. Разработка плана действий является самым долгим и трудозатратным этапом создания тетради, т.к. подразумевает подбор заданий для обучающихся с учетом их особенностей. В дальнейшем вполне возможно использовать уже имеющиеся разработки с выбранными заданиями, проводя незначительные корректировки.
Необходимой частью индивидуальной тетради является план домашних заданий, которые также подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей. Такой план дает возможность выполнять домашние задания постепенно, заранее, а также при пропусках занятий обучающиеся знают, что им необходимо выполнить и как будет осуществляться проверка.
Подобные индивидуальные рабочие тетради могут быть использованы на различных предметах школьной программы.