653 год. Иранское нагорье
Военачальник халифа Османа (1) по имени Абд ар-Рахман вел войско арабов и сирийцев на Систан (2).
Среди воинов Абд ар-Рахмана был двадцатилетний парень по имени Мухаллаб.
И так случилось, что когда отряды Абд ар-Рахмана пересекали Кирманскую пустыню, вместе с войском пошел купеческий караван, который также направлялся в Систан.
Один из купцов был очень начитанным и знающим человеком, имевшим обширные познания в истории и обычаях персов и арабов. В процессе общения с этим купцом Мухаллаб был восхищен его познаниями и они сдружились на почве общих интересов.
С того дня, с разрешения своего командира. Мухаллаб часто ехал вместе с караваном и беседовал с этим купцом.
Когда же войско Абд ар-Рахмана и караван вышли из пустыни, караван начал отставать, так как войска ускорили свое движение.
А потому в ближайшую ночь лагерь купцов был весьма далек от лагеря, который разбили для отдыха воины Абд ар-Рахмана.
Купцы, уверенные, что раз арабские войска недалеко, то им опасаться нечего, улеглись спать, не выставив охраны. Они не знали, что по их следам шли куфичи – кочевники Кирманской пустыни.
Ночью куфичи напали на спящих купцов. Часть купцов и караванщиков убили, часть связали и бросили умирать связанными. Товары и верблюдов забрали, и ушли с захваченным в пустыню.
Едва рассвело, Мухаллаб решил как обычно проведать своего друга-купца и, пока остальные спали, сел на коня и отправился к стоянке купцов. Велико было его удивление, когда он увидел, что часть из них мертвы, а уцелевшие связаны.
Мухаллаб развязал уцелевших и пообещал вернуть им товары, если они сделают так, как он велит. Купцы и караванщики согласились. Тогда Мухаллаб велел каждому взять по палке из тех, которыми подпирают палатки и следовать за ним ускоренным шагом. Он же поедет за грабителями. Как только купцы и караванщики увидят, что Мухаллаб въехал на холм и поднял руку с копьем вверх, они должны все дружно прокричать «Аллах велик!».
Когда купцы и караванщики вооружились палками, Мухаллаб отправился по следам куфичей. Те вели груженных товарами верблюдов не торопясь, уверенные, что гнаться за ними некому.
Вскоре Мухаллаб настиг двух отставших от прочих куфичей. Выхватил меч и зарубил обоих. Затем еще одного и так далее. Пока он настиг караван, который вели куфичи, Мухаллаб убил семерых кочевников. Догнав караван, Мухаллаб въехал на холм и начал копьем делать знаки как человек, командующий атакой соратников.
Этим привел в замешательство куфичей. Вскоре подоспели купцы и караванщики и скрытые от кочевников песчаными барханами, дружно, как говорил им Мухаллаб, закричали «Аллах велик!».
Куфичи решили, что это подходит отряд арабских воинов, бросили награбленное и в панике бежали. Таким образом купцы получили обратно свои товары.
Когда караван добрался до Систана, где уже расположился лагерем Абд ар-Рахман, старший из купцов навестил последнего и рассказал ему, как Мухаллаб вернул им товары.
Абд ар-Рахман был очень удивлен и в то же время восхищен разумными действиями Мухаллаба.
Полководец, вызвав Мухаллаба к себе, назначил его командиром сотни всадников, наградил его почетным халатом, дал ему знамя, трубу и барабан и приказал записать имя Мухаллаба в списках военного ведомства.