Найти в Дзене
Галопом по кино

«Лётчик» (2021) – «всё на месте, да что-то не так»

Посмотрел «Лётчика», десятки раз уже просили в комментариях. Впечатление двоякое. Вроде бы и нет в фильме кровожадных особистов, благородных зэков, чудотворных попов (разрушенная традиционная церковь, кстати, замечена) – но не «цепляет», абсолютно. Вот фильм «Небо», несмотря на обилие недостатков, сумел затронуть какие-то струны в душе, а «Лётчик», при всей своей правильности – нет.

В целом, считаю, что фильм неплох, его вполне можно показать школьникам (если они не заскучают при просмотре), и оценю я его, пожалуй, на 7 баллов из 10. Редкие нынче фильмы правильные, и их появление надо ценить.

Предлагаю разобрать фильм по запчастям и порассуждать, что же с фильмом не так.

Москва, ноябрь 41-го. Герой Петра Фёдорова, капитан Комлев, спасает девушку от грабителей. Девушка реагирует довольно прохладно и на предложение проводить её отвечает отказом. Эпизод небольшой, идём дальше.

-2

Западный фронт, декабрь 1941. Немножко боевого экшена, Комлева сбивают. Довольно бодрые 12 минут, очень неплохо, несмотря на стоны заклёпочников: «так бомбы не вешали, а этого болта не было до 1943 года». Кстати, показан тот самый коллиматорный прицел на «мессере», а не мультяшный рисунок из телеэпопеи «Топор» (умойся, умник из комментариев):

-3
Кадр из фильма "Топор" (2018)
Кадр из фильма "Топор" (2018)

Далее – чудесное спасение Комлева в духе мамонтёнка из мультфильма.

-5

Фильм, конечно, художественный, но очень уж всё неестественно показано. Товарищ Комлева тащил того на спине – то есть, Комлеву совсем плохо было. Также товарищу удалось за какие-то секунды найти у берега подходящую толстую льдину, отколоть её палочкой, погрузить на неё тело и отправить по течению. Режиссёр, а не проще ли было найти кстати брошенную там кем-то лодку?

Итак, Комлеву очень плохо, но, стоило немцам его заметить, он, как ошпаренный, спрыгивает с льдины, выскакивает из воды и удирает в лес. Мне перед его товарищем, который тащил его на себе и остался погибать на берегу, даже как-то неудобно стало.

-6

Следующие двадцать минут Комлев бредёт по лесам, жжёт костры, отбивается от волков и вспоминает чудесный период с ноября по декабрь, за который, он, оказывается, успел весьма сблизиться с той самой девушкой и поклясться ей, что обязательно вернётся. Ишь ты, шустрый какой. Мог бы и пораньше её спасти, тем более что в конце фильма есть вполне себе летние съёмки.

И вот это самое путешествие по лесу довольно скучное, как ни пытались авторы разбавить его экшеном и воспоминаниями (которые тоже так себе веселья добавляют, если не считать раскрытия той самой темы). Кстати – зачем в этом фильме раскрывается тема, если его планировали сделать патриотическим инструментом для воспитания молодёжи? Школьников на сеанс заманить? Да их сейчас таким не удивишь, инфа сто процентов.

-7

Ещё двадцать минут Комлева прячут в деревне и тащат к своим к линии фронта. Тоже весьма тягучее зрелище, хоть в действие и вводят отечественного «охотника на евреев» (это отсылка к «Бесславным ублюдкам», если что). Охотник получился не очень убедительный, хоть и довольно жестокий. Отдельный респект костюмерам, которые заморочились даже с оранжевой подложкой для погон фельджандармерии.

-8

Итак, парнишка дотащил Комлева до своих, и тут же погиб от шальной пули. Впоследствии окажется, что эта гибель – не просто очередной киноштамп, которыми фильм просто изобилует, но это в дальнейшем будет использовано сценаристом, чтобы вернуть героя на фронт. Типа квеста: если бы парнишка не погиб, Комлева бы списали в запас, так как он не передал бы кому надо его предсмертное письмо. Дёшево, товарищ сценарист, дёшево.

Комлева кладут в госпиталь и ампутируют обе ноги. Напротив него – сосед с забинтованной головой и ампутированной кистью руки. Проходит полгода, Комлев уже бегает на протезах, а сосед всё тот же, с той же висящей на повязке перебинтованной рукой. Хорошо хоть, бинты ему с головы сняли. Не устану повторять – из мелочей складывается общая картина, которой подсознательно не веришь.

-9

И вот в госпиталь приезжают артисты из Москвы. Девушка объявляет: «Песня «Мы с тобой обязательно встретимся». Музыка – Матвиенко, слова Андреева». Я ещё подумал – того самого «Матвея», что ли, который «Иванушкам» и «Любэ» пишет? Полез в титры – оказалось – ДА!!! Спасибо, что не Моргенштерн.

Как вы уже догадались, среди артистов была та самая невеста Комлева, которая пела такую символичную песню, и от такого символизма, извините, даже подташнивало.

-10

Комлев выглянул было в окно, но отпрянул назад. Ну, тут и без слов было ясно – «зачем я ей безногий нужен».

И вот одна медсестричка подошла к его невесте и сообщила, что мечтает попасть на концерт. И через какое-то время невеста привезла ей билеты (заняться ей было больше нечем), и конечно же, она столкнулась с Комлевым. Естественно, она решила, что он её разлюбил, кинулась прочь, а тут доктор такой сидит на скамейке и громко обсуждает «безногого Комлева». Совпадение? Не думаю!

Дёшево, дёшево, крайне дё-ше-во!!!

-11

Комлев правдами-неправдами возвращается на фронт, финальный эффектный воздушный бой (правда, понравился, почему бы нет), и его истерзанный самолёт приземляется на чужом аэродроме. Так как Комлев, выбравшись из самолёта, падает, местные думают, что тот пьяный. Но напарник Комлева поясняет присутствующим, что пилот без обеих ног. И внезапно все расставляют ноги на ширину плеч и отдают пилоту честь. Когда их показывают выше пояса, это смотрится торжественно и прилично. Но когда камера поднимается и начинает снимать этих людей с широко расставленными ногами сверху, создаётся впечатление – то ли никто из этих людей не служил в армии, то ли они там все на протезах!!!

-12

В конце фильма перечисляются лётчики, которые продолжали бить врага после того, как лишились ног. И это, бесспорно, лучший момент в фильме. И только ради него стоит показывать этот фильм подрастающему поколению.

А сейчас посмотрим, кто же режиссёр этого фильма. Просто я посмотрел вчера фильмографию режиссёра «Неба» Игоря Копылова, который оказался же и сценаристом, и пришёл в ужас: фильм поручили человеку, у которого в творчестве зияет «чёрная дыра» в виде «троек» и «четвёрок» на «Кинопоиске»! Ну как такое возможно?! Опять по знакомству?!

Так… Режиссёр и сценарист фильма «Лётчик» - Ренат Давлетьяров, высшее достижение которого – бездушный новодел «А зори здесь тихие» (2015). Вопросов больше не имею.

Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)

Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Лётчик» (2021).

#кино #кино и немцы #фильмы о войне #галопом по кино