Найти в Дзене
Жизнь и Работа в Южной Корее

Дагестанец построил отель в вымирающем ауле. В него никто не верил, но получилось бесподобно

Дагестанский аул Чох считается одним из древнейших на Северном Кавказе. Чох славился своими ремесленниками — оружейниками, камнерезами, ювелирами. Считается, что через него проходил один из маршрутов Великого шелкового пути.

Совсем рядом располагается небезызвестный аул-призрак Гамсутль. Завораживающие опустевшие дома, словно декорации к фантастическому фильму притягивают туристов со всего мира. В последнее время Дагестан стал одной из туристических мекк в России. Дагестан это про горы, а лучше гор, как мы знаем, могут быть только горы, в которых еще не бывал.

Чох могла бы постичь та же участь, что и Гамсутль, где жизнь погасла несколько лет назад, превратив село в безжизненные руины. Кто-то перебрался в более крупные селения или города за лучшей жизнью, постепенно поселок опустел. А в 2015 году скончался последний его житель.

В горах жить сложно, здесь нет привычных супермаркетов, кафе, офисных и бизнес центров. Ничего этого нет, люди живут тысячи лет, полагаясь только на свои силы и хозяйство.

Заур
Заур

Человек их Чоха – Заур Цохолов

Как и большинство молодых людей в дагестанских аулах, молодежь уезжает в города поближе к благам цивилизации, да и больше возможностей для реализации.

Заур мечтал стать юристом и поступил в Махачкалу на ЮрФак. Но получив диплом и отслужив в армии, он вернулся в родной аул, решив по личным причинам не продолжать карьеру по профессии.

К тому времени Чох практически опустел — местные жители перебрались в города, а их дома постепенно обветшали. Кто мог, продавал за бесценок, а кто не продал - бросали и уезжали.

Заур решил попытаться возродить родное село. У него была мечта купить и восстановить старый и красивый дом на горе, построенный в 1875 году. Парень захотел воссоздать в нем традиционную архитектуру, старинный интерьер и сделать из полуразрушавшегося здания гостевой дом. Музей и гостиница под одной крышей. Так у Заура родился проект этнодома.

Туризм изменился, люди тянутся к своим корням, проявляют интерес к истории, быту и жизненному укладу тех мест, куда приезжают отдыхать. Поэтому так популярно стало направление этно-туризма. Это возможность оторваться от городской суеты, послушать тишину, насладиться чистым горным воздухом, фантастической красоты пейзажами и совершенно никуда не спешить.

Мало кто поддерживал затею горца и многие крутили пальцем у виска, дескать "Не занимайся ерундой, всё равно ничего не выйдет". Не было ни денег ни желающих помочь.

Цохолов открыл небольшую пекарню. Ночью пекли хлеб, а утром развозил на своем грузовичке по соседним аулам. Вырученные деньги планировал откладывать на покупку и восстановление старинного дома, но прибыли едва хватало, чтобы прокормить семью.

Случайно услышав по телевизору о проведении грантов, Заур подал заявку и выиграл. Дело сдвинулось с места.

На собственные средства закупил лампочки и лично вкручивал на столбах, чтобы вернуть свет в ауле, где уже давно воцарились вечные сумерки, а люди передвигались по крутым склонам с фонарями. Организовал вывоз мусора и субботники.

Постепенно окружив себя командой единомышленников, которых в шутку называли "чохнутыми" - удалось выкупить и начать реставрацию дома.

Летом 2018 года - этнодом распахнул свои двери первым гостям. Интернет и социальные сети дали большой толчок в развитии проекта. К концу года все номера были забронированы на месяцы вперед.

Этнодом на склоне. Дом с арками
Этнодом на склоне. Дом с арками

Параллельно Заур взялся и за восстановление тропы к Гамсутлю — городу-призраку в шести километрах от Чоха.

В Чох стали возвращаться семьи, сначала одна, затем еще три. Молодой предприниматель подстегнул местных жителей восстанавливать собственные дома и придать селению достойный вид, куда бы хотели приезжать люди.

Закрытые границы сыграли на руку бизнесу. С 2020 года за 6 месяцев Республику Дагестан посетили более полумиллиона туристов. Желающих остановиться в этнодоме Заура было очень много, но не все комнаты еще были готовы. Приходилось размещаться у местных жителей, которые стали привыкать к потоку туристов.

Всё время продолжалась реставрация дома и с каждым годом, открывались новые комнаты для гостей.

В 2021 года Заур закончил работу. Организовал дополнительные услуги: экскурсии в соседние аулы, конные прогулки, поездки на джипах, открывая всё новые направления.

Сейчас вместе с ним работает 15 человек. Горничные, администраторы, гиды, экскурсоводы. Среди местных жителей юноша пользуется большим уважением. Он возродил село к жизни и создал дополнительные рабочие места.

Выручка отеля за девять месяцев 2021 года составила 10 млн. рублей, а свой день рождения в этом году он впервые встретил без долгов.