Найти в Дзене
Ликбез

О демократическом социализме

Принцип демократического социализма, понимаемый не как простая характеристика определенных политических организаций, а как исторически сформированное воплощение определенной социально-теоретической позиции, содержит целый ряд ориентиров и целей социалистической практики, из которых назовем, не претендуя на полноту, наиболее, на наш взгляд, существенные.

I. Парламентская демократия. Цель теории и практики демократического социализма - постепенное, но последовательное преобразование существующего капиталистического классового общества в солидарное, "бесклассовое" общество, основанное на парламентской демократии, последовательно расширяющей права индивидов. В отличие от ортодоксальных марксистов, усматривающих в парламентской демократии только "буржуазную форму господства нацкапиталом", демократические социалисты считают основные демократические принципы, сформированные в буржуазном обществе - всеобщие свободные выборы, разделение властей, многопартийность, обязательное соблюдение прав человека как высшая норма законности (особенно свободы организаций, совести, слова, свободы передвижения) - обязательным условием любого прогресса в жизни социалистического общества.

II. Принцип демократизации общества в целом. Теория демократического социализма подвергает критике имеющую только политический характер демократию в условиях капитализма, так как эти условия выхолащивают названные демократические принципы и превращают их в чисто внешние "формы" и "правила игры". Главные общественные структуры в производственной и образовательной системах, в сферах жилья и информации, в партиях и союзах, не только не демократичны сами по себе, но и чрезвычайно затрудняют осуществление демократических конституционных основ в системе власти.

По этой причине понятие демократического социализма содержит обязательное требование демократизации и гуманизации всех сфер общественной жизни, включая государственные институты. Демократизация нацелена на осуществление демократических основ во всех сферах общества. Демократия в этом понимании - процесс, охватывающий все общество.

III. Антропология и ориентированная на основные ценности политика реформ. Демократический социализм признает свою связь с эмансипаторскими и солидаристскими нормами христианской и гуманистической этики, которые обусловливают определенные,осуществимые только при социализме, основные ценности демократического социализма: свобода, солидарность, равенство, справедливость. Соответствующие этим основным ценностям цели - это попытка достижения демократического социализма на пути реформ. Они отвергают насильственную революцию - либо принципиально, либо на основе политического убеждения в том, что по крайней мере в западных индустриальных обществах социалистическое изменение системы может быть осуществлено только в демократических формах, на основе решений большинства.

Демократический социализм, выступая в защиту постепенных реформ, имеет в виду реформы, направленные на изменение системы. Эти реформы имеют целью постепенное осуществление самоопределения людей во всех сферах общественной жизни, создание общественного строя, в котором уже нет такой власти одних людей над другими, которая не находилась бы под реальным демократическим контролем и не сводилась бы к самому необходимому с функциональной точки зрения. Эволюционная, в корне революционизирующая общество стратегия реформ может быть успешной, только если она одновременно затрагивает многие общественные сферы (стратегия "битвы по всем фронтам".

IV. Демократизация экономики. Экономическая демократия, то есть изначально ориентированная не на прибыль, а на общее благо структура экономики, основана на концепции трансформации демократического социализма, которая считает возможным устранение структурной капиталистической нестабильности, дисфункциональности, негуманности и олигархии не путем отдельных, "тотальных", революционных мер (тотальная социализация, тотальное планирование', а путем ограниченных, дифференцированных изменений по принципу смешанной экономики.

В частности, имеется в виду: сохранение (даже восстановление) функционирующих рыночных структур, но в то же время дополнение, изменение, замена отдельных элементов рыночной системы; ориентированное на общее благо управление ими путем контроля над экономической властью (включая возможное обобществление ключевых предприятий), участие в управлении предприятиями наемных работников на всех уровнях экономики и планирование экономики (включая прямое или косвенное управление инвестициями и плановую политику на рынке труда).

V. Демократизация системы социализации и образования. Демократический социализм стремится к созданию условий свободного развития каждого индивида в семье и в сфере дошкольного воспитания, а также к созданию разных возможностей получения образования для всех, то есть к расширению возможностей получения образования для непривилегированных слоев общества.

Структурные предпосылки достижения этой цели следующие: достаточное количество детских дошкольных учреждений, интегрированные школы и высшие учебные заведения с оптимально демократизированным управлением. Кроме того, к этим предпосылкам относятся: ликвидация репрессивных семейных структур и форм отношений между полами, постоянное повышение квалификации, дошкольное воспитание, предприятие как образовательное учреждение, общедоступное образование, включая университетское. Одновременно необходимо изменить содержание образования: цель образования и воспитания состоит в том, чтобы формировать в человеке не пассивное одобрение существующих норм и институтов, а критическое отношение к этим институтам и в целом зрелое, самостоятельное, гуманное и оптимистическое поведение.

VI. Плюрализм как принцип. Теория демократического социализма со всей решительностью, из принципиальных теоретических и общественных соображений выступает за научный плюрализм именно в социалистической теории, так как любой теоретический подход, претендующий на монопольное владение истиной, догматически выводит себя, как показывает опыт, из-под критики, блокирует дальнейшее развитие, соответствующее общественному процессу, и вырождается в застывшую идеологическую систему.

Ф. Вильмар. «Staat und Politik", S.80-81.