Найти тему
ГалопомПоЕвропам

«Самый живописный живописец» Пьер Боннар: прожил полвека с женщиной, о которой ничего не знал, и любил рисовать котиков

Оглавление

Вам приходилось когда-нибудь зрительные ощущения воспринимать на вкус? Глядя на сгущающиеся синие сумерки, слышать, как поют в ветвях засыпающие птицы? Ощущать бархатистость округлых боков спелого винограда и чувствовать аромат садовой клубники?

«Закат», 1913
«Закат», 1913
«Натюрморт с глиняной посудой», 1918
«Натюрморт с глиняной посудой», 1918

Пьер Боннар, которого называют величайшим колористом XX века, через сложные цветовые сочетания, наложение солнечных бликов и вечерних теней передаёт не просто гармонию пейзажа и красоту натюрморта, но все нюансы восприятия.

«Терраса в Верноне», 1920, внесены изменения в 1939
«Терраса в Верноне», 1920, внесены изменения в 1939

Глядя на его картины, мы понимаем, что лиловый закат действительно накладывает на лица багровые тени; опускающийся вечер, разбавленный последними лучами заходящего солнца, накидывает на предметы в комнате оранжево-розовую кисею.

«Столовая с дверью в сад», 1930
«Столовая с дверью в сад», 1930

«Кот у открытого окна»(вот он, спрятался за спиной собаки)
«Кот у открытого окна»(вот он, спрятался за спиной собаки)

Ненастье – непременно серое, погожий солнечный день заливает всё вокруг расплавленным золотом, а раннее утро переливается словно перламутр.

«Монмартр под дождём», 1897
«Монмартр под дождём», 1897
«Корзина бананов», 1926
«Корзина бананов», 1926
«Пейзаж Ле-Канне»
«Пейзаж Ле-Канне»

На картинах Боннара махровая мимоза источает дурманящий аромат, вишня дразнит глянцевыми боками, пышные цветы превращаются в дивные растения райского сада, манящие нежными лепестками.

«Мимоза», 1915
«Мимоза», 1915
«Натюрморт со скатертью»
«Натюрморт со скатертью»
«Анемоны», 1917
«Анемоны», 1917

Побег в искусство

Как часто бывает, в живопись Пьер Боннар пришёл не сразу: юноша, родившийся в семье чиновника, по настоянию отца изучал юриспруденцию в Сорбонне, но по велению сердца начал обучение в Академии Жюлиана – частной художественной академии художеств в Париже, а затем – в Школе изящных искусств.

Пьер Боннар, сын Эжена Боннара, высокопоставленного чиновника Военного министерства, и уроженки Эльзаса Элизабет Мертцдорф, родился 3 октября 1867 года в пригороде Парижа Фонтен-о-Роз. «Автопортрет», 1889
Пьер Боннар, сын Эжена Боннара, высокопоставленного чиновника Военного министерства, и уроженки Эльзаса Элизабет Мертцдорф, родился 3 октября 1867 года в пригороде Парижа Фонтен-о-Роз. «Автопортрет», 1889

Там в 1888 году образовалась группа «Наби» (от древнееврейского «пророк», «избранный»). Набиды, к которым примкнул Боннар, в основу положили поздний стиль Поля Гогена с главенством цветового начала, изобразительным символизмом, восточной орнаментальностью, пластичностью линий, декоративной обобщённостью форм. В живописи переплетались мотивы японской гравюры, французского народного искусства, африканской скульптуры и итальянских «примитивов».

«Девушка с попугаем», 1910
«Девушка с попугаем», 1910

Каждую субботу члены «Наби», которым были придуманы тайные имена, собирались на Бульвар-дю-Монпарнас в квартире художника Поля Рансона, которую именовали «храмом». Вдохновлённые поэзией, музыкой, эзотерическими учениями Востока, молодые живописцы рядились в экзотические одежды, а сам хозяин мастерской появлялся перед ними в «костюме пророка».

Именно тогда было принято, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грёз. Позднее каждый из набидов изберёт свой путь в искусстве, но дружеские отношения они сохранят на всю оставшуюся жизнь.

«Пейзаж Ле-Канне», ок. 1935
«Пейзаж Ле-Канне», ок. 1935

«Картина – это собрание соединённых между собою пятен, создающих объект, полотно, по которому взгляд блуждает без всякой зацепки».

Пьер Боннар

Первое время молодой художник пытается совмещать живопись с юриспруденцией и начинает работать в прокуратуре, куда, по собственному признанию, ходит «как на каторгу». Однако в 1891 году Боннар начал выставлять свои картины в «Салоне Независимых» и в галерее Le Barc де Boutteville, а в 1896 году Дюран-Рюэлем была организована первая персональная выставка талантливого живописца.

«Сад с красным деревом», 1909
«Сад с красным деревом», 1909

В том же 1891 нарисованной им афишей восхитился Анри де Тулуз-Лотрек, и отец, по словам матери Боннара, плясал от счастья. Пьер принял решение окончательно порвать с юридической практикой – теперь «монтонная жизнь чиновника», которая так его угнетала, больше не маячила на горизонте.

Ширма «Средиземноморье» (триптих), 1911
Ширма «Средиземноморье» (триптих), 1911

В 1905 году Боннар отправился вместе с Эдуаром Вюйаром в путешествие по Испании. Затем были Англия, Голландия, Бельгия, Италия, Алжир, Тунис и южная Франция. Художник, до этого рисовавший эскизы мебели и афиши (в том числе для знаменитого кабаре Moulin Rouge), создававший театральные декорации и иллюстрировавший книги Октава Мирбо, Жюля Ренара и Поля Верлена, всё чаще обращается к пейзажной живописи.

«Узкая дорога в Ле-Канне», 1924
«Узкая дорога в Ле-Канне», 1924

Он переносит на полотно райскую роскошь средиземноморских пейзажей и парижские улицы, используя насыщенные цветовые сочетания и создавая изысканные композиции, напоминающие замысловатые узоры персидских ковров или китайские шелка.

«Терраса в Верноне»
«Терраса в Верноне»

Помимо пейзажей Боннар обращается к теме уличных и бытовых сценок, пишет интерьеры, натюрморты и цветочные композиции.

«Мост искусств», 1905
«Мост искусств», 1905
«Конец ужина», 1907
«Конец ужина», 1907
«Голубая чашка», 1907
«Голубая чашка», 1907

Тончайшие нюансы цвета, собранные в переливающуюся палитру, позволяли передать волшебную игру света, и комнаты в лучах «театрального» заката трансформировались в фантазийные миры, залитые лучами мириад ярчайших звёзд; пейзажи французской Ривьеры превращались в кущи райских садов, цветы источали нектар, а фрукты манили божественным вкусом амброзии.

«Фиолетовая сельская местность»
«Фиолетовая сельская местность»

«Женщина на фоне интерьера», 1925
«Женщина на фоне интерьера», 1925

«Букет лютиков в голубой вазе», 1925
«Букет лютиков в голубой вазе», 1925

«Боннар выбрал точное время суток, когда электрический свет соперничает со светом уходящего дня. <…> Мгновение до или после – и этот баланс будет нарушен».

Ален Жобер

Пьера Боннара называли последним проводником эстетики импрессионистов, но сам мастер отнюдь не рассыпался в ответных любезностях: он критиковал импрессионистов за недоработанность композиции и натуралистичность цвета.

«Самое красивое в музее – это окна», – утверждал Пьер Боннар, посетив Лувр. Окно в раме напоминает картину, а картина, в свою очередь – окно, через которое мы смотрим на мир
«Самое красивое в музее – это окна», – утверждал Пьер Боннар, посетив Лувр. Окно в раме напоминает картину, а картина, в свою очередь – окно, через которое мы смотрим на мир

Кроме того, в отличие от импрессионистов Боннар никогда не работал на пленэре. Впечатления момента он запечатлевал в эскизах, а затем приступал к картине, запуская ретроспективу воспоминаний: слой за слоем они переносились на холст, окрашенные эмоциями, чувствами, фантазиями и спектром красок внутреннего ока.

Его «она» и котики

Мари Бурсэн (Maria Boursin) работала в цветочном магазине и буквально ослепила художника струящимся золотом пышных волос. Девушка с удивительными фиалковыми глазами стала для Пьера Боннара любовью, женой, музой и главной моделью: она изображена на 384 его полотнах.

«Девушка в соломенной шляпе» (Femme au Chapeau Rouge), 1903
«Девушка в соломенной шляпе» (Femme au Chapeau Rouge), 1903

Дочь провинциального плотника из Сент-Аман-Монрон, порвавшая все связи с семьёй, была окружена флёром таинственности: предпочитала, чтобы её называли Мартой де Мелиньи (настоящее имя возлюбленной стало известно Боннару только спустя 30 лет), скрывала истинный возраст – на поверку шестнадцатилетней «простушке» оказалось 24 – и сторонилась общества, замыкаясь в себе как жемчужина в раковине. Вероятно, девушка страдала различными фобиями, включая боязнь открытых пространств, и навязчивыми состояниями, заставлявшими её принимать ванну несколько раз в день.

«Nu dans le bain», 1936
«Nu dans le bain», 1936

Миниатюрная и грациозная, Марта обладала хрупким здоровьем, крайне подвижной психикой и непростым характером, но Пьер искренне любил её и находил удовольствие в множестве радостей и интимных мелочей повседневной жизни: он писал Марту, когда она отдыхает, спит или принимает ванну, одевается или неторопливо наводит лоск перед зеркалом. Именно к этому периоду идиллического тихого счастья относится цикл картин в стиле «ню».

«Nu dans un intérieur», vers 1935
«Nu dans un intérieur», vers 1935

«Боннар обладает силами феи, превращающей жёлтую тыкву в карету. Как она, он превращает банальный столик в ослепительную симфонию, а расписанный масляными красками умывальник становится под его кистью декорацией к «Сказкам тысячи и одной ночи».

Морис Дени

Друзья считали Марту вздорной и сварливой женщиной, необузданной и дикой, которая отгородилась от мира со «своим Пьером», не желая ни с кем его делить. Но художник был очарован её красотой, томной негой, исходившей от всего её существа – к тому же, капризное и неуловимое Вдохновение расцветало рядом с ней.

Боннар часто вывозит Марту на юг Франции, да и сам снова и снова возвращается в Сен-Тропе, очарованный сочными красками субтропических ландшафтов; подолгу живёт в Каннах и Антибе.

«Боннар открыл для себя свет Лазурного берега в 1909 году. Для него это было откровением, подобным «Тысяче и одной ночи». С тех пор художник возвращался сюда практически ежегодно. В Сен-Тропе он приезжал к Синьяку и ходил с ним к морю. Вблизи Антиб – гостил у Ренуара в Кань-сюр-Мер. Грасс, Канны и наконец Ле-Канне с видом на Каннскую бухту, где 59-летний Боннар купил в 1925 году скромный дом».  Ален Жобер
«Боннар открыл для себя свет Лазурного берега в 1909 году. Для него это было откровением, подобным «Тысяче и одной ночи». С тех пор художник возвращался сюда практически ежегодно. В Сен-Тропе он приезжал к Синьяку и ходил с ним к морю. Вблизи Антиб – гостил у Ренуара в Кань-сюр-Мер. Грасс, Канны и наконец Ле-Канне с видом на Каннскую бухту, где 59-летний Боннар купил в 1925 году скромный дом». Ален Жобер

Едва ли не более частыми героями полотен Боннара становились животные: они присутствуют на трети из его 2300 работ.

Пьер Боннар и Пюсет, 1941. Фотограф Андре Остье
Пьер Боннар и Пюсет, 1941. Фотограф Андре Остье

Художник испытывал к домашним питомцам – котам и собакам – настолько сильную сердечную привязанность, что нередко делал их центром композиции.

«Красная клетчатая скатерть», 1910
«Красная клетчатая скатерть», 1910
«Ребёнок и кошка», 1906
«Ребёнок и кошка», 1906

Изящные представители кошачьих с узкими раскосыми глазами и меланхоличными мордочками важно восседают за обеденным столом, а возле кресла, дивана и даже в ванной то и дело виднеется мокрый нос преданного друга.

Листайте галерею.

Убю, Раважо, Пюсет, Блэк – любимцы мастера привнесли нотки уюта и трогательной непосредственности в его полотна.

-35
«Натюрморт с кошкой», 1924
«Натюрморт с кошкой», 1924

Первым собственным домом живописец, покоривший все цвета радуги, обзавёлся в 1912 году в нормандском Верноне. Недалеко, в Живерни, творил знаменитый Клод Моне, у которого Боннар часто бывал в гостях.

«Весенний пейзаж», ок. 1935
«Весенний пейзаж», ок. 1935
«Сад в тени»
«Сад в тени»

В 1925 году Пьер Боннар приобрёл виллу на Лазурном берегу – в Ле-Канне, и назвал её «Ле Боске» («Заросли»). К этому моменту он уже узаконил свои отношения с Мари Бурсэн – ни много ни мало после 30 лет совместной жизни.

Пьер Боннар, Артур и Хеди Ханлосер перед домом «Ле Боске» («Заросли»), Ле-Канне, 1927. Фото из каталога к выставке «Боннар» Музей фонда Бейелер (Fondation Beyeler, Bâle, 2012)
Пьер Боннар, Артур и Хеди Ханлосер перед домом «Ле Боске» («Заросли»), Ле-Канне, 1927. Фото из каталога к выставке «Боннар» Музей фонда Бейелер (Fondation Beyeler, Bâle, 2012)

Радость омрачило известие о самоубийстве бывшей возлюбленной художника Рене Моншати (Renée Monchaty), которая свела счёты с жизнью через месяц после заключения брака между Пьером и Мари.

«Лазурный берег», ок. 1923
«Лазурный берег», ок. 1923

Пьер Боннар и Мари Бурсэн прожили вместе 49 лет. Золотую годовщину любящей паре не суждено было отпраздновать: семейную идиллию оборвала смерть Мари 26 января 1942 года.

Прекрасная Марта позировала художнику бесчисленное количество раз, и беспощадное время не было властно над её лицом и телом.

«Миска молока», 1920
«Миска молока», 1920

«Пейзаж Лазурного Берега», 1943
«Пейзаж Лазурного Берега», 1943

Боннар пережил фашистскую оккупацию и в 1946 году устроил ретроспективную выставку своих картин. Признанный мастер был крайне неприхотлив в быту: в путешествиях довольствовался скромными отельными номерами, не требовал роскоши или особенных удобств. Всё, что ему было необходимо – стол для работы, холст и кисти.

Читайте также:💟

Стоимость полотен художника на исходе его жизни была весьма внушительна, но он сетовал только: «Все эти нули меня раздражают». Он не изменил себе: был прост в обращении с друзьями, коллегами, критиками и почитателями таланта, вёл скромный и уединённый образ жизни.

Пьер Боннар скончался в Ле-Канне 23 января 1947 года.

«Терраса», 1918
«Терраса», 1918

«Я надеюсь, что мои картины выдержат испытание временем и не потрескаются. Я бы хотел предстать перед молодыми художниками года 2000-го на крыльях бабочек», – писал он за несколько месяцев до смерти. Его мечты исполнились: ведь что, как не узорные крылья бабочки, овевают нас, когда мы смотрим на картины, будто написанные дивной пыльцой, опавшей с них.

«Пейзаж в Ле-Канне», 1938
«Пейзаж в Ле-Канне», 1938
«Осень: cборщики фруктов», 1912
«Осень: cборщики фруктов», 1912

Вас может заинтересовать:

ГОРНЫЙ АЛТАЙ. Ороктой и Куюс: у истоков мира
ГалопомПоЕвропам20 мая 2020

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

-46
-47
-48
-49