На российских просторах сохранилось множество памятников истории как древней, так и относительно недавней истории. К сожалению, ко всему, что связано с советским прошлым, отношение у многих русских резко отрицательное, а ведь среди созданного в тот период есть замечательные образцы инженерной мысли и человеческого трудолюбия. Многие из этих объектов постепенно исчезают с лица земли. Подобная участь настигла и Игарку.
Игарка, первый советский город, возведенный на вечной мерзлоте, расположен на одноименной реке, являющейся одним из левых притоков крупнейшей водной артерии страны Енисея. Название реки Игарка впервые появилось на картах России в 1733 г., в царствование Анны Иоанновны. До XX в. эти неприветливые места за Полярным кругом, где зимой температура падает до минус 55, оставались необжитыми, пока в 1920-е руководство молодой советской страны не задумалось о возможности добычи и транспортировки древесины по Енисею.
На левобережье Игарки в 1929 г. был построен порт, одновременно с ним появились поселение и инфраструктура для добычи и транспортировки леса. Поселок стремительно рос и превратился в город, названный в честь реки-Игарка, который стал первым в российской и советской истории городом, возведенным на вечной мерзлоте.
Подобно многим другим населенным пунктам, родившимся в советский период, население Игарки условно можно было разбить на две группы. Первую составляли осужденные по различным статьям. Многие из них остались в Игарке даже по окончании срока, обзавелись семьями. Вторые приехали на строительство нового города по собственному желанию, влекомые идеологическими или материальными соображениями. Если в 1931 г. население Игарки составляло 3 000 жителей, то к 1939 г. оно достигло 23 600 человек. К 1959 г. в городе жило 14 300 человек, а к 1989 г. численность игарчан достигла 18 800. В 1962 г катастрофический пожар почти уничтожил Игарку, город пришлось отстраивать заново
Ключевым предприятием города был лесопильно-перевалочный комбинат (ЛПК). В 1970-х г.г. он ежегодно поставлял до 1.5 млн кубометров пиломатериалов. В его состав входили 4 лесопильных цеха, дислоцированных в окрестностях города.
С распадом СССР деятельность предприятий постепенно сошла на нет. Жить в городе становилось все сложнее, и жители стали покидать его. В итоге в 2020 г. в городе осталось немногим более 4 000 человек.
А ведь советское руководство возлагало на Игарку большие надежды. Кроме порта, еще в 1953 г. к городу начали прокладывать железную дорогу; аэропорт Игарки функционирует и сейчас. Планировалось, что Игарка будет центром добычи и переработки не только дерева, но и угля, нефти и прочих природных ресурсов. В городе имеются краеведческий музей и музей вечной мерзлоты.
В наши дни почти все производство в Игарке остановлено; правда, на Ванкорском месторождении нефти и газа в 130 км от города продолжается добыча нефти.
А о каких еще умирающих городах России вы знаете? Поделитесь с нами в комментариях!