Найти в Дзене
Все тайное

Усилия Москвы по защите от санкций ослабляют западные угрозы

Попытки России уменьшить свою зависимость от мировой финансовой системы позволили ей лучше подготовиться к «калечащим» санкциям, которые, как предупредили США и Европа, последуют за новым нападением на Украину.

По мнению аналитиков, относительный успех того, что инвесторы назвали стратегией Москвы «Россия крепость», скорее всего, сделает западные угрозы менее сдерживающим фактором. Тем временем ЕС не отказался от российского газа, что делает любые ограничения на экспорт российских энергоносителей потенциально саморазрушающими и оставляет Москве возможность отомстить, ограничив поставки.

Обсуждаемые западные санкции могут выйти далеко за рамки санкций, введенных после аннексии Россией украинского полуострова Крым в 2014 году. Они могут подражать карательным мерам, примененным против Ирана и Северной Кореи, которые практически отрезают эти страны от мировой экономики.

Но министерство финансов России, которое годами проводит стресс-тестирование наихудших сценариев и создало подразделение, работающее над противодействием возможным мерам Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, говорит, что российская экономика может выдержать даже такие меры.

«Конечно, неприятно, но выполнимо. Думаю, наши финансовые институты справятся, [если] эти риски возникнут», — заявил на прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов.

Возможность российской агрессии против Украины и последующего финансового возмездия со стороны США и Европы возросла после того, как переговоры в Женеве и Брюсселе по разрядке напряженности были признаны Кремлем «неудачными» на прошлой неделе. Президент России Владимир Путин разместил более 100 000 военнослужащих вдоль границы с Украиной и пригрозил военными действиями, если Запад не выполнит ряд требований безопасности.

«Когда Путин спрашивает, что нам делать, если нас накажут санкциями за военные действия, его чиновники могут отдать честь и сказать: «Да, Владимир Владимирович, мы точно знаем, что делать». И это дает им уверенность в том, что о санкциях можно не беспокоиться», — сказал Александр Габуев, старший научный сотрудник Московского центра Карнеги.

С 2014 года Россия увеличила свои валютные резервы и стремилась начать «дедолларизацию» своей экономики. Резервы центральных банков выросли более чем на 70% с конца 2015 года и сейчас превышают 620 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным на прошлой неделе, долларовые резервы составили около 16,4% от общих резервов в прошлом году по сравнению с 22,2% в июне 2020 года. Около трети резервов находятся в евро, 21,7% — в золоте и 13,1% — в юанях. В 2017 году Россия еще раз пополнила свою казну, объединив свой резервный фонд с недавно созданным Фондом национального благосостояния, который аккумулирует избыточные доходы от нефти и газа. Рост цен на нефть, которые превысили бюджетную безубыточную цену в 43 доллара за баррель в России, увеличил фонд до 190 миллиардов долларов по состоянию на третий квартал 2021 года. Россия ожидает, что к 2024 году он вырастет до 300 миллиардов долларов. эквивалентно примерно 20% ВВП и, по прогнозам кредитного агентства Fitch Ratings, к концу 2023 года упадет до 18,5%.

Россия также научилась меньше полагаться на иностранных инвесторов. Доля иностранцев в российских государственных облигациях упала до 20% после того, как в прошлом году Вашингтон запретил американским инвесторам торговать вновь выпущенными госдолгами. Эти меры сократили иностранные инвестиции, но также сделали страну менее уязвимой к будущим внешним потрясениям или внезапной распродаже. Министерство финансов продало большинство последующих выпусков после запрета государственным банкам. Российские компании усвоили урок первых санкций, когда многие с трудом собирали средства для погашения кредитов западных банков: корпоративные кредиты от иностранных кредиторов упали со 150 млрд долларов в марте 2014 года до 80 млрд долларов в прошлом году.

Санкции 2014 года и усилия по защите от санкций дорого обошлись: с 2013 года российская экономика росла в среднем на 0,8% в год по сравнению с 3% в мировой экономике. Консервативная фискальная политика ограничила социальные расходы и инвестиции в инфраструктуру. Реальные доходы за тот же период резко упали. Путин отказался тратить Фонд национального благосостояния на борьбу с пандемией, отдав предпочтение более ограниченным стимулам, чем в большинстве западных стран, и более быстрому ослаблению ограничений, связанных с Covid-19, что, по словам эпидемиологов, способствовало одному из самых высоких показателей смертности на душу населения в мире.

Стабильность России-крепости «это своего рода стабильность в постсоветском стиле, когда вы жертвуете экономическим ростом ради стабильности», — сказала Мария Шагина, приглашенный научный сотрудник Финского института международных отношений. В то время как Россия работала над снижением своей зависимости от иностранного финансирования, ЕС мало что сделал для уменьшения своей зависимости от экспорта энергоносителей из Москвы, рискуя тем, что санкции могут иметь неприятные последствия. Блок импортирует более 40 процентов своего газа и четверть своей нефти из России, что делает его уязвимым для потрясений.


«ЕС не учится на своих ошибках с 2014 года, — сказала Шагина. «Он был направлен на то, чтобы диверсифицироваться от России с точки зрения газа, он стремился стать более устойчивым и более геополитичным. Но мы этого не видим». Запад также зависит от России в отношении других важных природных ресурсов, таких как титан. Это могло бы сдержать любые санкции против ВСМПО-Ависма, крупнейшего поставщика титана для самолетов Boeing. Эта взаимозависимость может даже затруднить введение Западом более широких санкций против российского финансового сектора. По словам Габуева, США и ЕС обсуждают запрет на операции с крупными российскими государственными банками или отключение страны от глобальной платежной системы SWIFT, но это может быть эффективно только в том случае, если они перестанут покупать ее экспорт. «Вы должны оставить открытым канал для оплаты России за нефть и газ. [Санкции] не заставят Путина передумать, потому что любой ущерб будет приемлем, и Кремль думает, что у него есть ответ», — сказал Габуев.