Найти в Дзене
Стихии Света

Новгородская земля. Софийский собор. Грановитая палата.

Сегодня мы идем смотреть Детинец – так называется Новгородский Кремль. И это самый старый из всех известных нам кремлей, потому что новой датой его основания признан 951 год, вместо 1044.

В XI-XIII веках Новгородский детинец был неприступной цитаделью. Там было всего два входа. Крепость была завоевана и взята врагом только один раз в 1065 году. Тогда Новгород захватил полоцкий князь Всеслав Брячиславич. Он поджог стены, а потом атаковал. В начале 15 века был построен каменный кремль, а в конце 15 века он был перестроен по приказу Ивана Грозного.

-2

В начале XI столетия Великий Новгород не был частью Руси, он был независимым северным государством, Новгородской Республикой. Однако, киевский князь Ярослав Мудрый заключил с Новгородом сделку по защите города.

Его сын, князь Владимир Ярославич Новгородский благоустраивал детинец и построил внутри него Софийский Собор, возведение которого закончилось в 1052 году. Он привлек для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы.

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы.

-3

С середины XV века бытовала легенда о том, что врата из Византии привёз Великий князь Владимир, и до появления новой версии их происхождения их называли Корсунскими. В версии, опубликованной Ф. Аделунгом в 1823 году, эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году, в тогдашнюю шведскую столицу Сигтуну. Ворота были смонтированы после привоза в Новгород не в первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции. Многие части при перевозке были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого памятника подобного рода, несколько отличавшегося по стилю. Это говорит за то, что врата привезены в Новгород не в результате покупки (в этом случае была бы тщательно зафиксирована первоначальная композиция и были бы сохранены все детали), а как военная добыча. Также в пользу версии о происхождении врат из Центральной Европы, говорит католический, а не православный характер изображений. В нижнем правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр, целящийся из лука, здесь является олицетворением двойственности человеческой натуры.

-4

Самое старое место внутри Новгородского детинца — Владычий двор. Здесь же разместил свою резиденцию первый новгородский епископ Иоаким Корсунский, вероятно, потому, что это место считалось древнейшим языческим капищем, которое нужно было застроить христианскими постройками. В любом случае, этот двор был отдельным местом внутри крепости. Вероятно, у него даже были свои стены.

Владычная или Грановитая палата — это часть Владычьего двора. Она является одной из старейших сохранившихся гражданских построек Руси.

-5
-6

Палата была заложена по приказу новгородского архиепископа Евфимия в 1433 году. Как сообщает Новгородская вторая летопись, в строительстве участвовали 30 немецких мастеров

Парадный зал палаты был местом заседания суда и совета знати Новгородской республики. В 1478 году именно там прозвучал указ Ивана III о присоединении Новгородской земли к Русскому государству.

Ажурность и в то же время основательность кирпичного остова заставляет задуматься – из чего же мы сейчас строим, а, вернее, чем строим, что наши современные здания разваливаются гораздо быстрее, при этом не обладая практически никакой исторической ценностью. Видно, что геометрия выдержана не везде, плывет арка дверного проема, но это придает строению свое особое очарование.

Палата щедро расписана фресками, которые далеко не всегда связаны с христианством. Вот в этом помещении мы видим панорамы города, переползающие на потолок. Само назначение помещения угадать не просто: на потолке есть образ то ли омовения в купели, то ли купания в ванной. Сбоку в стене – узкая выемка весьма непрозрачно намекает на первый прообраз умывальника. А вот по этим отверстиям из нижний части палат подавался горячий воздух – это одна из самых старых систем отопления на Руси. Что подогревалось – аналог современной ванны или кровать – сейчас сказать трудно.

В Грановитой палате сейчас находится одна из самых роскошных выставок древних икон и предметов церковного быта. Здесь и престольные кресты и Евангелия, изготовленные в 16-17-м веках и являющие собой пример тонкой ювелирной работы. И достаточно редкие иконы Богоматери Ахтырской и Почаевской. И оклады для икон, порой в полтора – два раза выше человеческого роста.

-7
-8
-9
-10
-11

А это – фантастически красивый оклад для списка с иконы «Знамение пресвятой Богородицы». Делался оклад новгородским ювелиром Калиной Рябковым и, как видно, с огромной любовью и благодарностью: на окладе сияют 250 бриллиантов, алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, шпинели, халцедонов, гранатов и кианитов. Сам список с иконы безвозвратно утерян, но оригинал хранится в Софийском соборе, куда мы с вами сейчас и направимся. Примерное время написания иконы «Знамение» - 12 век.

-12

Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамения Пресвятой Богородицы, относятся к 25 февраля 1170 года, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников, желавших наказать новгородцев за незаконную дань с княжеской Двинской земли, осадили Великий Новгород. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила Свой лик к новгородскому народу. В это время враги были объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу.

Храм предстает перед нами как самая настоящая летопись. В нем есть Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити. Граффити оставили средневековые новгородцы. Чаще всего это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

-13

А это – уникальный образец русской скульптуры – Алексеевский крест 14 века. Крест в круге - символ веры, спасающей мир. В центре креста – распятие, на его ветвях – Евангельские сюжеты.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. Но постепенно размер и вес колоколов увеличивались, поэтому потребовалось построить отдельное здание. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона.

-14

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано в третьей части, которая называется «Слезы», он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.