Найти тему
Как фотограф

ГРИП — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

ГРИП — это аббревиатура, расшифровывается как Глубина Резко Изображаемого Пространства. Или попросту — глубина резкости. ГРИП — это промежуток до точки фокусировки и после нее, в котором все объекты оказываются визуально резкими. ГРИП зависит от диафрагмы, расстояния до снимаемого объекта и фокусного расстояния. ГРИП меньше, если диафрагма раскрыта больше, фокусное расстояние длиннее и объект находится ближе. И наоборот - чем меньше отверстие диафрагмы, снимаемый объект дальше, короче фокусное расстояние, тем ГРИП шире. Особенно заметно влияние ГРИП при съемке на светосильные объективы при возможности выставить диафрагму f/2.8,f/1,8,f/1,4 и т.д., и им активно пользуются при съемке портретов. Вывести задний план в зону нерезкости — один из самых простых и привлекательных способов выделить главный объект в кадре. Имея относительно недорогой объектив с фиксированным фокусным расстоянием и светосилой f/1,8, Вы можете красиво размыть слишком навязчивый или неинтересный задний план за моделью, заострив внимание на главном объекте в кадре. В другой ситуации маленькая ГРИП, наоборот, может помешать Вашему замыслу. Например, если вы фотографируете двух людей, либо группу людей, то при маленькой ГРИП в зоне резкости окажутся только те люди, которые находятся на одной линии с точкой фокусировки, а те, что стоят немного дальше или немного ближе — окажутся размытыми. В этом случае значение диафрагмы стоит поднять до f/5,6 — f/8 — в зависимости от расстояния до снимаемых: чем они ближе, тем больше нужно поднимать значение диафрагмы (тем самым зажимая отверстие диафрагмы до более маленького).

При f/1,8 (слева) в фокус попала только одна деталь. При f/8 (справа) резкими оказались почти все детали.
При f/1,8 (слева) в фокус попала только одна деталь. При f/8 (справа) резкими оказались почти все детали.

Немного о бокэ. Бокэ — это характер рисунка в зоне нерезкости снимка. А также — это предмет спора фотографов всех мастей и уровня профессионализма. Нередко я видел людей, которые не имеют представления о экспозиции, но при этом критикуют чужие фотографии за «недостаточное» или «малое» бокэ. Я как то даже слышал в одном из видеороликов — в интернете — высказывание одного свадебного фотографа, критикующего одну из фотографий новичка: «что за бокэ… не нравиться мне бокэ вашего объектива…».

Виновницей таких споров и диалогов, скорее всего, стала доступность для многих людей светосильных объективов, что вывело портретную фотографию с маленьким ГРИП в ранг «абсолютно правильно». И новички, еще не научившись снимать обычные качественные фотографии, снимают все с низким ГРИП и обсуждают потом бокэ, поскольку обсуждать в их фотографиях больше нечего. А вот профессиональные фотографы, фотографирующие в студии не особо злоупотребляют этим методом. Вы можете убедится в этом, рассматривая, например, фотографии в каталогах косметики.

Самое Советское бокэ. Снимок сделан на объектив Гелиос 44-2/58 — самый распространенный в свое время Советский объектив
Самое Советское бокэ. Снимок сделан на объектив Гелиос 44-2/58 — самый распространенный в свое время Советский объектив

Наука
7 млн интересуются