Обычаи и традиции - эти термины мы постоянно слышим в нашей повседневной жизни, с ними связано всё, что мы делаем в обществе.
Это сложное понятие, которые трудно определить в целом из-за его связи с культурой народа. Корни обычаев, как правило, уходят в далёкое прошлое.
Берберские племена Chaoui (Шауи, шавия или шавия) живущие в Алжире в основном в регионах Аурес, на территории, которая ранее имела название Нумидия, соблюдают традиции, которые пришли к ним от их предков. И многие молодые люди уже не знают их значения.
В племени Шауи, существует обычай, который многих людей приводит в недоумение. Заключается эта традиция в том, что люди племени Шауи вытирают лица кожей овец после их забоя в день Аид-эль-Кебир.
Аид-эль-Кебир или Аид эль курбан, большой праздник у мусульман. Это праздник жертвоприношения, который ещё называют малый байрам.
Почему Шауи вытирают лица кожей овец Аид-эль-Кебир?
Даже если многие игнорируют значение этого ритуала, он всё равно остаётся глубоко укоренившимся почти во всех регионах Алжира, где проживают племена Шауи и даже в Тунисе.
После ритуального забоя овцы на праздник Ид отец семейства подает пример, проводя еще теплой овчиной по лицу после чего, члены семьи, в том числе дети, религиозно подражают ему.
Жермен Тиллион была свидетельницей этого ритуала во время своей этнографической миссии в Оресе в начале 1930-х годов. Она писала: «В некоторых деревнях на Севере Алжира люди накладывали свеже снятую кожу животного на лицо, и особенно на глаза, как они утверждали, «для предохранения от болезней».
Жермен Тиллион рассказывает, что она наблюдала этот магический ритуал с вершины террасы в Тагусте. "Сначала отец, седой и бородатый мужчина, медленно и тщательно вытирал тыльной стороной кожи жертвенного животного каждую часть лица, затем водил им по лицу старшего сына, маленького ребенка пяти-шести лет, а затем по лицам остальных детей. Наконец, кожа, переходила из рук в руки, и ею пользовались все присутствующие мужчины, затем все присутствующие женщины".
Большинство людей считают эту практику простым суеверием, хотя на этот счёт существует история, уходящая своими корнями в глубокое прошлое.
История этого ритуала начинается примерно в седьмом веке, когда арабский военачальник и сахаби Укба Бен Нафи, командовавший армией Омейядов, вторгся в Северную Африку и основал город Кайруан, командующий арабскими армиями столкнулся с Акселем (Кусиела), лидером берберской армии, который после героического сопротивления был вынужден заключить мир с арабами.
Великий историк Ибн Халдун сообщает о первом контакте между Укбой и Акселем: "Абу Мохджир представил Кусейлу (Акселя), принявшего Ислам, Укбе, последний пренебрежительно относился к берберскому вождю и презирал его.
.... Однажды Укба приказал ему освежевать овцу, Кусейла ответил: "Пусть Бог направит Эмира к добру! Мои слуги позаботятся об этом".
Укба вышел из себя и оскорбил бербера, приказав ему самому выполнить задание.
Раздраженный Кусейла встал и начал сдирать шкуру с овцы, вытирая кровь с рук о свою бороду...
Несколько арабов, заинтриговал жест Кусейлы и они спросили его о причине, на что Кусейла ответил, что это полезно для волос на лице.
Старый мудрец, который был свидетелем этой сцены, сказал: "Бербер размышляет о своей мести".
Аксель не забудет эту обиду и очень скоро осуществит свою месть.
В 684 году он найдет Укбу Бен Нафи и убьет его недалеко от Бискры.
Этот жест, веками повторяют все члены племени и он подчиняется определенной иерархии (отец, затем старший сын, затем другие мужчины потом женщины). Этот ритуал позволяет предположить, что это был ритуал, значение которого со временем исчезло.
Даже сегодня шоуи сопровождают свои угрозы взмахом руки (как будто только что вытерли лицо) со словами «хатха удхем ину» (вот мое лицо!).
Еще одна интересная берберская традиция, которая долгое время существовала в Алжире в деревнях Беджая и Сетиф до конца 80-х годов.
Это традиция передачи дочери в семью будущего мужа.
Невесту к двери её нового дома нёс тесть. В случае если в семье жениха уже не было отца, или он слаб и не мог поднять невесту, то её нёс близкий родственник жениха, например брат, а тесть шёл рядом и держал подол платья невесты. Смысл этой традиции прекрасен тем, что в Кабилии, родители девушки не давали ей приданного, они отдавали гораздо больше, свою дочь, поэтому она считалась драгоценной ношей всю свою жизнь.
Невеста чувствовала себя защищено и безопасно в своей новой семье, потому что каждый мужчина был готов встать на её защиту.
Эти вещи считаются устаревшими, и не обязательными к соблюдению в сообществе, но они признаны и связаны с обществом настолько, насколько это возможно.