Найти хорошего продавца для магазина, … это вам не пончик с повидлом в «хлебном» купить…
Вирус подкосил небольшой Верин бизнес. Всего за полгода из четырех магазинчиков остались только два, и вопрос с продавцами решился сам собой. К сожалению.
А тут еще …
Ну почему все владельцы помещений считают, что если стоимость колбасы подросла на пять рублей, то надо поднимать аренду?
Зарплата на прежнем уровне, больше денег уходит на еду, так что средств на покупку «обновок» остается меньше. Значит, доход от магазинчика падает, и, следовательно, подъем аренды на корню губит мелкий бизнес.
Сначала Вера еще трепыхалась, стараясь скинуть цену за аренду. Но…
Но хозяин - барин. Захотелось его левой пятке поднять стоимость, прислал бумажку, и все тут. А ты сиди, считай и думай. Вот Вера и посчитала.
За последние полгода Клавдия Петровна повышает аренду уже третий раз. Конечно, в договоре оговорено, что повышение не чаще, чем раз в полгода, но… как обычно – «но»… Либо плати больше, либо скатертью дорога. А Вера в этом торговом центре уже третий год стоит, и знают ее все, да и свои клиенты есть.
Вот такие дела…
Поразмыслив и посчитав, Вера распрощалась с Клавдией Петровной и съехала со второго магазинчика, оставив из всего бизнеса только небольшой отдел в торговом центре спального района.
Это был ее первый магазин. Сколько лет прошло? Лет пятнадцать, а то и больше...
…Сначала, как водится, Вера стала торговать сама. Но уже через пару недель поняла - вторые руки, ой, как нужны. И товар доставить, и развесить, и «незамыленным» глазом посмотреть - все ли видно, все ли на своем месте висит.
И первым продавцом взяла подружку Ирину. И где сейчас та подружка?
Это был для Веры первый урок.
Знакомых и родственников на работу к себе не брать!
В тот день Вера покатила на барахолку. Сколько их рассыпано по необъятным просторам нашей Родины. Названия у всех разные, а суть одна - «барахолка».
Оптом товар продают рано утром, существенно снижая стоимость, если берешь все линейку размеров.
Затарившись, Вера подъехала в магазинчик только к полудню. И уперлась носом в запертые двери.
- Ирин, ты где?
- Сплю, - ответила подруга сонным голосом.
- Как спишь, а работа? Ты же сама продавцом просилась.
- Подойду попозже, делов-то.
- Лады, я тут, приходи.
Ирина появилась в магазинчике только после обеда. А когда узнала, что новый товар надо записать, разложить, да развесить, недовольно засопела.
- С моей зарплатой - прыгать по полочкам?
А тут еще соседка, Нина Александровна, выбрав время, когда Ирина отправилась походить по торговому центру и поболтать по телефону, подлила масла в огонь.
- Соседка, ты что, подружку продавцом взяла? Или вы вместе точку открыли?
- Не вместе, продавцом взяла.
- Как взяла, так и отдай.
- Это как? - не поняла Вера.
- А вот так. Тут либо продавец, либо подруга. А вот подруга – продавец, это нонсенс. Так что решай, кто тебе дороже – бизнес или подруга.
А на другой день Ирина не вышла. Вера позвонила узнать, что случилось, но телефон выдал только, что абонент вне зоны действия. Отложив все дела, Вера опять села продавцом.
Люба, тихая, застенчивая девушка, подошла к Вере уже вечером перед самым закрытием.
- Мне сказали - вам продавец нужен.
- Нужен, - согласилась Вера, - только уже поздно, ты утром приходи. Мы с 10 работаем, утром и поговорим, хорошо?
- Да, я приду.
Неделю Вера присматривалась к Любе. Ей казалось, что девушка чересчур мягка и застенчива, а в магазине нужен человек более бойкий. И Любу продавцом не взяла.
Но Нина Александровна, покачала головой.
- Зря ты девчонку не взяла. Она и по центру не шастала - на месте сидела, и по пять раз кофточки на примерку таскала, а то, что говорит тихо, да застенчива, это в наше время неплохо. А то зайдешь в отдел от какой-нибудь торговой марки, а там сразу бросаются на тебя, что те акулы – вот это возьмите, или то, а что еще показать? что примерять будете? Тьфу.
Прошло еще несколько дней, и появилась Адель. Хотя по паспорту она была просто Анной. Но внимательно следя, как Вера переписывает в записную книжку ее паспортные данные, сказала весьма категорично, - Никаких Ань. Адель и все.
И Вера согласилась. А какая ей, собственно говоря, разница.
При новом продавце магазинчик, что говориться, расцвел. Прибавилась выручка. Условия работы Вера не меняла - сумма за выход плюс процент за продажи. Вера занялась открытием второй точки. В магазине стала бывать реже. Только товар завести да выручку забрать.
И тут опять соседка:
- Вера, а ты когда сверку делала?
- Да, уж и не помню когда. Я новую точку открываю, замоталась совсем.
- А ты сверку то сделай, не поленись.
- Хорошо. Только вроде все нормально, Выручка у Адель хорошая. Даже лучше чем у меня была.
- А ты попробуй три вещи по цене двух продавать, и у тебя подскочит.
Но прошла еще неделя, прежде чем Вера сказала продавщице.
- Завтра сверку делаем. Повесьте объявление, что магазин будет закрыт на учет.
- Хорошо, - согласилась Адель.
А на другой день Вера подошла в магазинчик пораньше, надеясь быстренько пересчитать товар и отправиться по своим делам. Но ни к десяти, ни к одиннадцати Адель не пришла. Устав ждать, Вера поехала по адресу, указанному в паспорте, надеясь, что ничего серьезного с Адель не случилось. Ну, заболела, мало ли. Хотя - почему не позвонила?
Дверь открыл заспанный мужик в висящих на коленках трениках.
- Че надо?
- Аню, ищу, Адель
- И че? Ко мне зачем пришла?
- В паспорте этот адрес указан, - опешила Вера и от услышанного, и от внешнего вида собеседника, и от стойкого запаха сивухи вперемешку с дешевым табаком.
- Да не живет она тут, и выписана давно.
Вера, стараясь не дышать, показала мужику страничку в блокноте, где аккуратно записала все данные продавца. Полежаева Анна и прописка.
- Ха, - выдал мужик прокуренным сиплым голосом,- она давно не Полежаева. Она теперь не то Петрова, не то Иванова… была, а сейчас и вообще не знаю кто. Нету тут ее.
- А где, где ее искать?
- А на опохмел? – пристально глядя на нее, прохрипел мужик.
Вера достала из кошелька двести рублей. Мужик ловко выхватили купюры и, вытолкнув Веру за дверь и задумчиво почесав растрепанную шевелюру, проинформировал, - А кто ж евона знает, где? Где-то там.
Дверь захлопнулась, а Вера осталась стоять на площадке, не понимая, что делать, куда идти.
- Аньку что ль ищешь? – спросил кто-то рядом.
- Её.
Вера обернулась и увидела бабушку в белом платочке, выгладывающую на площадку из соседней двери.
- Не живет она тут. Давно уж. А люди приходють, спрашивають. Что, и тебя обворовала?
- Как обворовала? - не сразу поняла Вера.
- Да, знамо как. Она продавцом устроится, и сначала все нормально вроде, а потом и вынесет полмагазина. Хозяева хватются, а она уже и не понять где.
- А полиция? - спросила, было, Вера, а потом вздохнула и сникла.
Какая тут полиция, если работала Адель у нее в черную, о чем сама и попросила. И хоть договор о работе подписан, но, как сказал мужик в трениках, фамилия у нее уже другая, а какая до этой была - одному Господу Богу известно.
- А фамилия, какая у нее сейчас, фамилия, - словно за соломинку ухватилась Вера.
- Да кто ж ее знает, она мне не докладала. Пачпорта у нее два, это точно знаю. А с кем живет, где – того, милая, не знаю.
Бабушка закрыла дверь, а Вера пошла в магазин, подсчитывать убытки.
Это был второй урок –не все продавцы золото, даже если у них все отлично в магазине…
Два дня Вера перекладывала, перевешивала, переписывала кофточки да юбочки и корила себя за то, что не проверила товар раньше, что позволила вот так обвести себя вокруг пальца. А на третий день в магазинчик снова зашла Люба.
- Здравствуйте, - тихо поздоровалась и, опустив глаза, спросила, - а вам продавец еще нужен?
- Нужен, - ответила Вера.
А Люба, подняв на нее взгляд, тихо, но уверенно проговорила,
- Вы не думайте, я стараться буду.
- Вот и хорошо.
Прошло почти три года. Люба отлично справлялась. Она уже не напоминала ту тихоню, которая подошла к Вере с просьбой о приеме на работу. Появилась уверенность. Покупатели доверяли ее вкусу, и Вера частенько выбирала с ней новые модели, советовалась с ассортиментом.
Прошел еще год. Дела шли хорошо, и Вера успокоилась. Она подняла Любе зарплату, и все чаще задумывалась о расширении бизнеса.
Вера уже имела хорошие скидки у оптовых поставщиков, как надежный партнер. А со временем нашла небольшую швейную мастерскую, и покупала готовые эксклюзивные изделия еще и у них.
…Имея за плечами большой торговый опыт, Вера довольно быстро поняла, что с ее первым магазинчиком, что-то не так. Выручка прыгала. То понижаясь до продажи одной-двух вещей за весь день, что было очень странно, то выправляясь, а то подскакивая так, словно в зале торговали несколько продавцов, а покупатели стояли в кассу в очередь. Это сразу напомнило ей Адель.
Но все оказалось совсем не так.
***
С Вами была Яна Ярова. Подписывайтесь на мой канал. Читайте другие рассказы и истории, которые вполне имеют место быть.
Удачного дня!