А узнала я эту историю от одной из продавщиц того магазина. Назовём её Катя.
Это был обыкновенный магазин автозапчастей, и от других подобных магазинов его отличал очень широкий ассортимент товара и самые высокие цены в сегменте. То есть, условно он был разделён на два отдела запчастей по двум маркам легковых отечественных авто, а по факту вы запросто могли бы тут купить запчасти к бензопиле, трактору и даже к КАМАЗу. И даже велосипеды. И не только их, но и специализированные смазочные материалы.
Существовал этот магазин где-то с конца 90-х, на момент трудоустройства туда моей знакомой ему было 9 лет. Владелец жил в другом городе, и кроме как ежемесячный приход денег от магазина, всё остальное его не особо интересовало. Управляла магазином заведующая, она вела всю бухгалтерию, занималась закупкой товаров, приёмом на работу сотрудников.
Когда Катя устроилась, то первое время просто не могла нарадоваться: зарплата в полтора раза больше, чем на предыдущем месте при довольно удобном графике 2/1 с 10.00 до 19.00. Смущало два фактора.
Первый - Катя, до того, как попала сюда на работу, не то что запчасти, марки автомобиля друг от друга отличить не могла. Но это было поправимо. Немного усердия, и она стала полноценным продавцом автозапчастей.
А другой фактор - отсутствие ревизий. Когда принимали её на работу, никакого учёта не было, и спустя несколько месяцев она поинтересовалась у заведующей, когда будет ревизия, на что услышала ответ, что в этом магазине ревизий не бывает. И как человека сведущего в торговле, Катю сей факт насторожил.
Было и ещё кое-что. На время стажировки, которая длилась три месяца, заведующая отказалась устраивать Катю официально. Однако, когда три месяца истекли, и ей объявили, что она принята, с трудоустройством опять-таки никто не торопился. И пока моя знакомая не стала настаивать, её с большой неохотой, но всё же устроили официально.
Через некоторое время, спустя примерно полгода, заведующая объявила о снижении заработной платы. Теперь вместо пятнадцати тысяч, заработок продавцов едва дотягивал до десятки. Обосновывалось это падением выручки в посленовогодние дни. Однако время шло, а зарплата обратно не поднималась, несмотря на то, выручка вернулась на прежние позиции и даже выше, хотя покупатели и жаловались на очень высокие цены магазина и уходили к конкурентам.
В скором времени Катя заметила, что цены в накладных существенно отличаются от тех цен, с которыми товар поступал на прилавок. То есть к 25% накрутки откуда-то прибавлялись ещё 10-15% (ценники печатала заведующая). В итоге, например, велосипед, который с 25% накруткой стоил 15 тысяч, и такая же примерно цена была и в других магазинах, появлялся в их торговом зале за 17 тысяч. И так на каждую позицию.
Продавцы стали внимательнее, и вскоре заметили, что на прилавках появляется не только тот товар, который им поступает, но и ещё какой-то, на который и накладных-то нет. Те сотрудники магазина, которые здесь работали до Катиного прихода, до этого места работы дел с торговлей не имели и на подобную по их мнению чепуху особо не заморачивались. Но моя знакомая была в этой сфере человеком опытным, и ей-то сразу стало ясно, что это махинации заведующей. Не зря же ревизий нет.
Чтобы отпали вопросы, онлайн-кассы тогда обязательными не были, поэтому их в этом магазине и не было.
В общем, весь коллектив подыскивал себе уже другую работу, так как соотношение зарплаты и нагрузки (в автомагазине проходимость была высокая, а персонала явно не хватало) не лезло ни в какие ворота. И тут произошло следующее.
Однажды, когда заведующая была в отъезде, нагрянула какая-то проверкам, и продавцам срочно потребовался какой-то документ, который был у начальницы в компьютере. Делать нечего, пришлось идти в кабинет и искать тот документ. Катя отправилась туда вместе с другим продавцом Лёшей. Нужный документ, как и ожидалось, требовалось ещё поискать, и процессе этих поисков ребята наткнулись на очень интересную папку.
После того, как проверка ушла, они вернулись, чтобы посмотреть, верно ли то, что они увидели. В этой папке хранились отчёты, которые заведующая отправляла владельцу магазина. Исходя из них следовало, что зарплата коллектива примерно в два с половиной раза больше, чем они получали фактически. Куда девалась разница? Правильно. Туда же, куда и разница с выручки и количества товара. Заведующая на эти деньги прикупила себе большое торговое помещение в соседнем городе и сдавала его в аренду и попутно занималась открытием своего собственного автомагазина в ЕКБ.
Стоит ли говорить, что продавцы были в бешенстве. И они не стали звонить владельцу, потому что решили, что максимум, что может случиться, это увольнение заведующей, а деньги их им так никто и не вернёт. Они просто подсчитали, сколько им задолжали по зарплате, и постепенно изъяли эти деньги из кассы. Только после этого они сообщили владельцу о том, что узнали.
Чем закончилась эта история? В магазине провели аудиторскую проверку, заведующую уволили, по суду в счёт компенсации уж не знаю чего, торговое помещение у неё конфисковали. Весь коллектив дружно написал заявления на увольнение, и сколько бы не уговаривал владелец их остаться, они не согласились. Набрали новый персонал, однако вскоре хозяин магазин решил закрыть.
Продавцы работу себе нашли. Заведующая теперь на пенсии, жалуется, что на пенсию очень тяжело содержать шикарны особняк, который она прикупила ещё в "благодатные" времена. Магазин, который она открыла в ЕКБ, был, оказывается, оформлен на дочь, почему его и не отобрали. Работает ли он до сих пор - неизвестно, но когда работал, занималась им только дочь.
Вот такая история. Подписывайтесь на канал, если хотите узнавать ещё больше интересных историй из провинциальных городов.
О работе продавцов по ту сторону прилавка вы можете почитать здесь, здесь и здесь.