Найти тему
Z-Машины

Украинская армия отчётом Конгресса США

Оглавление
Украинская ССР - такой была страна в тандеме с великой державой - Россией
Украинская ССР - такой была страна в тандеме с великой державой - Россией

Страна Украина оказывает влияние на целый мир. Об этом свидетельствует пристальное внимание к этому региону другой страны – назначенной державы мира. До определённого момента, правда, заокеанская держава понятия не имела что такое «Украина» и где это на карте мира. Лишь карточный передел собственности свёл неожиданно Украину и заокеанского принца, когда тому улыбнулась фортуна. Вот тут и началось.

Принц для начала заехал к старой приятельнице Европе, назначил свежих ставленников, снял с должников 2,5% контрибуций, как и полагается в соответствие с правилами созданной ранее инфраструктуры, заселил гвардейцами все пятизвёздочные отели. Только потом заглянул к новой «даме» на огонёк. Следует отдать должное – любовь завязалась прочная. Настолько прочная и взаимная…. Ну, всё! Дальше по делу.

Вооружённые Силы современной Украины

На момент 2014 года украинские вооружённые силы, по мнению наблюдателей Института исследований государственной политики Конгресса Соединённых Штатов, представляли сильно ослабленный контингент. Годы пренебрежительного отношения к армии и недофинансирование военных столкнулись с тем событием, как оккупация Россией украинского Крыма. Русские вторглись на восток Украины, отрезали часть территории.

Украина теперь - близкая и далёкая, беззащитная и одинокая - в ожидании заморского чуда
Украина теперь - близкая и далёкая, беззащитная и одинокая - в ожидании заморского чуда

Стране Украина пришлось обратить внимание на вооружённые силы и спустя некоторое время произошли значительные улучшения. Войска предприняли усилия по освоению стандартов НАТО и получили значительную помощь от блока НАТО, а также от США. Большая часть реформ, конечно же, стала результатом защиты от российской агрессии. Реформы армии Украины варьируются от тактического уровня до стратегического уровня, и включают политические меры, например:

  • повышение прозрачности,
  • противодействие коррупции,
  • обеспечение гражданского контроля,
  • Также отмечаются серьёзные военные реформы, например:
  • модернизация оборудования,
  • реформирование командования и управления,
  • повышение профессионализма.

Однако остаются значительные препятствия, а процесс реформ осложняется советским наследием Украины. Негативное влияние оказывает продолжающаяся российская оккупация части Украины и угроза дальнейшей российской агрессии. Поэтому члены Конгресса США проявляют заинтересованность в понимании военного потенциала Украины. Цель - помочь в разработке политики для поддержки защиты Украиной территориальной целостности и стремления страны к возможному членству НАТО.

Ключевые политические и стратегические документы

Многими существующими воинскими документами и документами по национальной безопасности изложена военная стратегия, реформы и оборонная политика Украины. Стратегический оборонный бюллетень Украины за 2016 год излагает приоритетные реформы для достижения стандартов НАТО.

Последующая Государственная программа развития вооруженных сил (2017–2020 годы) излагает шаги реализации. На 2018 год Украина продолжила процесс реформ, приняв Закон о национальной безопасности. Этот закон создал основу для координации и упрощения оборонного планирования Украины и осуществления гражданского контроля над вооружёнными силами.

Украина обновила Стратегию национальной безопасности и Стратегию военной безопасности 2020-го и 2021-го годов, соответственно, изложив политику и цели страны в области безопасности и обороны. Стратегия национальной безопасности определяет основные принципы национальной безопасности Украины. Эти принципы включают определение России как долгосрочной угрозы национальной безопасности и развитие более тесных отношений с партнёрами:

  • Европейским Союзом,
  • Блоком НАТО,
  • США.

Стратегия военной безопасности Украины, намеченная весной 2021 года, заменила Военную доктрину 2015 года.

Украинский бюджет и оборонная промышленность

Закон о национальной безопасности 2018 года требовал, чтобы не менее 5% валового внутреннего продукта тратилось на безопасность, тогда как 3% от общей суммы предполагалось на оборону. Однако экономические реалии показывают иное. Так, расходы на оборону в реальном выражении ниже (около 2,5% ВВП).

Оборонный бюджет Украины на 2021 год составил 117,6 млрд. гривен (4,2 млрд. долларов). Это на 127 млн. гривен (4,6 млн. долларов) меньше бюджета 2020 года. Кроме того, ассигнования оборонного бюджета Украины разделены между средствами, необходимыми для содержания вооруженных сил, и средствами для поддержки амбициозной программы реформ.

Украина унаследовала от державы - Советского Союза, обширную оборонную промышленность, производящую широкий спектр продукции, включая:

  • танки и бронетранспортёры,
  • самолёты,
  • радары и электронику,
  • ракеты и корабли.

Оборонный конгломерат «Укроборонпром» курирует оборонную промышленность, куда входят более 130 государственных компаний. Последние годы ключевыми задачами стали задачи реформирования «Укроборонпрома» и повышение прозрачности, включая принятие в июле 2020 года нового закона «Об оборонных закупках» для внедрения стандартов НАТО. Но, несмотря на некоторый прогресс, остаются серьёзные проблемы, связанные с коррупцией, бюрократической неэффективностью, политической борьбой, а также низкой прозрачностью.

Командование украинской армией и контроль

Командование и контроль остаются центральным направлением реформы. Украинский министр обороны должен быть гражданским лицом, что является ключевым требованием НАТО. Наблюдатели Института исследований государственной политики Конгресса Соединённых Штатов видят сохраняющиеся угрозы гражданскому контролю над вооружёнными силами. Правда, военные перешли к системе управления, более соответствующей стандартам НАТО. В настоящее время военные подчиняются главнокомандующему вооружёнными силами.

При главнокомандующем реформы распределяют обязанности между начальником генерального штаба, ответственным за стратегическое планирование и планирование сил, а также командующим штабом объединенных сил, отвечающим за операции. Переход к командованию и управлению в стиле НАТО - это непрерывный процесс. Ещё многие офицеры украинской армии остаются под влиянием советской и постсоветской военной подготовки, несмотря на расширение возможностей обучения НАТО.

Украинская армия – былое и настоящее положения

На 2014 год министр обороны Украины отмечал 6000 боеспособных военнослужащих. На сегодняшний день украинская армия насчитывает 145 000–150 000 военнослужащих. Войска значительно улучшили возможности действий, личный состав и готовность. Армия является крупнейшим компонентом вооружённых сил Украины, включает:

  • механизированные части,
  • бронетанковые части,
  • ракетно-артиллерийские части,
  • армейскую авиацию,
  • части ПВО.

Украинская армия продолжает проводить реформы в соответствии стандартам НАТО, но по-прежнему остаётся под сильным влиянием советского наследия. Текущие приоритеты реформ включают модернизацию оборудования, обучение и улучшение управления персоналом.

Несмотря на крупную оборонную промышленность и запасы вооружений, большая часть украинского оборудования устарела или нуждается в капитальном ремонте. С момента 2014 года Украина стремилась модернизировать танки, бронетехнику, артиллерийские системы. Большая часть оборудования представляет сильно модернизированные версии устаревших систем.

Армия также продолжает обучение, как на индивидуальном уровне, так и на уровне подразделений, что было существенным недостатком в 2014 году. Поддержка НАТО и США имеет решающее значение для усилий по обучению, несмотря на то, что большая часть обучения ограничивается уровнем батальона. Соединенные Штаты также поставляют Украине большое количество оружия.

На армию Украины работают как призывники, так и профессиональные солдаты по контракту. По закону призывники не служат на передовой, но имеют возможность подписывать краткосрочные или долгосрочные контракты по истечении срока службы. Украина стремилась создать корпус профессиональных унтер-офицеров на основе стандартов НАТО. Низкие зарплаты, отсутствие возможностей для получения образования и нехватка жилья (особенно для семей), тем не менее, способствуют высокой текучести кадров и ограничивают удержание профессиональных солдат и сержантов.

Украинский военно-морской флот

Военно-морской флот Украины потерял 70% кораблей и большое число офицеров после оккупации Россией полуострова Крым. После этого политическое и военно-морское руководство Украины рассмотрело реформирование военно-морского флота. Реформы требуют сбалансированного флота - традиционное сочетание больших и малых судов («москитный флот»), сосредоточив внимание на более мелких судах.

В 2018 году ВМС Украины приняли Стратегию ВМС Украины до 2035 года и выбрали стратегию «москитного флота», ссылаясь на доминирующее военно-морское положение России в Чёрном море и ограниченные ресурсы Украины для закупки более крупных судов. Кроме того, из-за достижений в конструкции кораблей и ракетных технологий, руководство Украины утверждало, что более мелкие суда способны выполнять морское сдерживание и защищать береговую линию и морскую зону Украины. Однако прогресс приостановлен по причине сочетания интересов украинского военно-морского флота и оборонной промышленности, выступающих за более крупный флот.

На сегодняшний день США поставили Украине пять патрульных кораблей класса «Island» и восемь патрульных катеров «Mark VI». Кроме того, в состав украинского ВМФ входят две бригады морской пехоты и многочисленные подразделения береговой обороны, оснащённые артиллерийскими и противокорабельными ракетами. Морская пехота считается элитным подразделением, одна бригада которого постоянно дислоцируется на Азовском море. Украина также недавно развернула новую систему береговой обороны «Нептун» отечественного производства с новой противокорабельной ракетой.

Украинские воздушные силы

Как и военно-морской флот Украины, военно-воздушные силы страны понесли значительные потери по причине вторжения России. Были захвачены или сбиты несколько истребителей, истребителей-бомбардировщиков, вертолётов, транспортных самолетов в моменты конфликта. Эти потери ослабили военно-воздушные силы Украины, которые ранее страдали от многолетнего пренебрежения, недофинансирования и отсутствия подготовки. Возраст большинства украинских самолётов и систем ПВО превышает 30 лет.

На 2020 год ВВС запустили обширный план модернизации «Vision 2035», в рамках которого выделено 320 миллиардов гривен (12 миллиардов долларов) на закупку:

  • новых многоцелевых истребителей,
  • учебно-тренировочных самолётов,
  • транспортных самолётов,
  • беспилотных летательных аппаратов (Bayraktar TB2),
  • систем ПВО.

Эта цифра, однако, является амбициозным прогнозом (втрое превышает годовой оборонный бюджет Украины). Скорее всего, планы пересмотрят с учётом реалий оборонного бюджета страны.

Воздушно-десантные войска и силы специальных операций

Украинские десантно-штурмовые бригады сыграли ключевую роль в борьбе с российским вторжением на восток Украины. Считавшиеся элитными войсками, десантно-штурмовые подразделения изначально представляли собой лёгкую пехоту под командованием армии. В силу необходимости и опыта, десантно-штурмовые силы страны увеличились по численности, получили право на самостоятельное командование и более тяжёлую технику.

Аналитики Института исследований государственной политики Конгресса Соединённых Штатов в целом согласны с тем, что создание сил специальных операций Украины является одним из самых значительных улучшений с 2014 года, несмотря на небольшой размер сил. Силы специальных операций, сформированные при содействии США и НАТО, действуют в соответствии со стандартами и принципами НАТО. На 2019 год 140-й Центр Сил специальных операций прошёл сертификацию НАТО. Сертификат позволяет разворачивать 140-й Центр в составе Сил реагирования НАТО.

Украинская Национальная гвардия

Ограничения обычных вооруженных сил привели к созданию добровольческих батальонов для помощи в борьбе с российским вторжением 2014 года на востоке Украины. Эти батальоны действуют как лёгкая пехота с некоторыми ограниченными бронетанковыми и артиллерийскими возможностями для поддержки регулярных вооруженных сил.

Наблюдатели Института исследований государственной политики Конгресса Соединённых Штатов, правда, выразили обеспокоенность по поводу государственного контроля, поскольку олигархи, политики или политические партии, а также некоторые правые экстремистские группы создали или финансировали большинство батальонов.

Эти опасения побудили страну объединить все добровольческие батальоны под командованием Национальной гвардии, созданной в 2014 году в составе МВД. Наблюдатели Института исследований государственной политики Конгресса Соединённых Штатов, однако, по-прежнему обеспокоены контролем украинского правительства и чрезмерной независимостью некоторых батальонов.

По материалам: CRS