Найти тему

ТРИЗ: возможно ли развить изобретательские навыки? Часть 1.

Всё чаще сегодня различные системы подготовки ребенка к школе, организации дополнительного образования, а также сами школы и детские сады помимо традиционного обучения чтению, письму и арифметическим действиям предлагают детям курсы по какой-то загадочной аббревиатуре: ТРИЗ, а иногда и АИЗ. Что же это такое и нужно ли оно нашим детям? Попробуем разобраться.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - это сугубо отечественная разработка. В 1940-х гг. советский инженер Генрих Саулович Альтшуллер (он же - писатель-фантаст Генрих Альтов) начал изучать наиболее общие приемы, которыми пользуются изобретатели по всему миру. Им двигало желание усовершенствовать и упростить работу изобретателя так, чтобы поставленные перед ним задачи решались как можно быстрее. В своих изысканиях Альтшуллер изучил и систематизировал более 40.000 патентов (благо, работа в патентном бюро это позволяла) и в итоге вывел 40 основных приемов, которые чаще других лежат в основе новых разработок. Именно их он и назвал ТРИЗ. При этом изначально применение новой теории было сугубо прикладным: советская наука и промышленность ждала новых открытий и изобретений в кратчайшие сроки, поэтому ТРИЗ и АРИЗ (алгоритму решения изобретательских задач) Альтшуллера начали обучать будущих специалистов как в ПТУ, так и в вузах, а кружки по изучению теории открывались при крупных фабриках и заводах. В 1970-х и 80-х гг. в СССР ТРИЗ постепенно теряла свою, первоначально безумную, популярность. Радость от того, что творчеству наконец-то можно стало научить, быстро сменилась разочарованием. Стало понятно, что даже студенты в вузах уже привыкли мыслить шаблонно, не говоря уже о специалистах на местах, и развить в них, как мы теперь говорим, креативность, - отнюдь не такая уж простая задача. ТРИЗ стали внедрять в школы, чтобы познакомить с ней детей как можно раньше, но официальная советская педагогика введение нового предмета так и не приняла. После распада СССР ситуация и вовсе стала парадоксальной. С теорией Альтшуллера познакомился мир за пределами Советского Союза и оценил её прикладное значение. В краткой форме и под разными названиями ТРИЗ и АИЗ начали применяться многими международными компаниями, в особенности японскими и корейскими. В то же самое время на постсоветском пространстве теорию практически забыли, тем более, что она так и не получила четкого научного обоснования.

И вот, много лет спустя после появления первого в мире учебника по ТРИЗ для детей, написанного самим Альтшуллером-Альтовым ("И тут появился изобретатель", 1987 г.), неожиданно в России начинается буквально бум ТРИЗ для дошкольников и школьников. Сегодня редкое внешкольное образовательное объединение не предлагает своим ученикам теорию решения изобретательских задач. Но возможно ли научить ребенка тому, что с трудом усваивают взрослые дяди и тети? И - самое главное - нужно ли? Можно ли в принципе научить изобретательским навыкам или это врожденный талант? Об этом мы продолжим говорить в следующей статье. Оставайтесь с нами!