У журналиста, как у хорошего скряги: ни один опыт не пропадает втуне. И вот что мне напоминает фото моржей. Когда-то в далекие советские времена я написал в газету зарисовку про 70-летнюю «моржиху», а когда спустя двенадцать лет меня назначили редактором информационно-рекламной газеты «Неделя», вспомнил про это.
Надо понимать, что содержанием вверенной мне малой газетки (впрочем, с немалым тиражом в 300 тысяч экземпляров) являлась реклама. Еще были советские времена с дефицитом на любые хорошие товары, так что объявления в номер были убоги и примитивны, как голые полки магазинов.
Реклама так реклама! Унылые картинки банок с рыбой мойвой, которые ляпал на полосы теперь уж моей газеты отдел рекламы издательства, не вдохновляли, а скорей отпугивали читателя. И начался «ликбез». Интернет и компьютеры в те годы до нас еще не дошагали, но заграничные журналы с рекламой в качестве учебников мы достали. И, создав «рекламную группу» со знакомым фотографом и художником, закатали рукава.
Как раз в ту зиму местный завод коммутационной аппаратуры выпустил новое изделие — радиоприемник «Меркурий-210». Мэтры из глянцевых зарубежных журналов позеленели бы от зависти от рекламного хода, который мы родили!
А ход был в том, что приемник мы сфотографируем в проруби в руках у «моржихи» — и напишем:
Оставалось лишь найти «русалку» для фото моржей в ледяной купели с чудо-приемником в руках. Героиню давнего сюжета о моржах Габиду Гимаевну я разыскивать не стал — ей, по моим расчетам, перевалило за 80 лет, а зарубежная реклама прямо указывала — надо искать красоток и симпатичные лица!
Кто ищет, найдет!
В городском парке, где секция зимнего закаливания прорубила лед на озере, мы нашли и проруби, и «фотомоделей». Советское время было замечательно своим неведением! Ни мы, газетчики из СССР, ни объекты съемок не понимали, что за участие в рекламе надо платить — «моржующие» с энтузиазмом восприняли идею!
Желали себя увидеть в газете почти все — «кастинг» и «фотопробы» мы с фотографом провели тут же, на снегу у полыньи, кутаясь в теплые пальто!
И тут я узнал то, о чем не сообщали телесюжеты о моржах: даже закаленные любители холода не выдерживают в холодной воде и на морозе более нескольких минут.
Первого беднягу из ледовой купели, мужчину лет тридцати пяти, мы по незнанию мучили до тех пор, пока он ни посинел, сидя в плавках у полыньи со злополучным приемником. Думаю, что гестапо нервно курило бы в стороне, наблюдая, как мы доводим беднягу до посинения неумелой фотосессией. Съемку пришлось срочно прекратить. Товарищи закутали в одеяло и уведи отогревать первую жертву нашего сюжета.
Но это не убавило энтузиазма ни у «рекламной группы» из фотографа Вани и меня, ни у секции зимнего закаливания. Советский морж был из тех, кто вытерпит любую полынью, коли это в газету.
Наверное, из фото моржей с приятными дамами-«моржихами» мы бы смогли составить фотоальбом! Но отобрали для рекламы в газете лишь публикуемый далее снимок. Пожали руки, поблагодарили за помощь и участие в съемках — и как гонорар посоветовали всем купить в газетном киоске ближайший номер «Недельки». Счастливы были все!
Получившийся из фотографий коллаж мы в газете препроводили бодряческими словами: «С такой музыкой и в проруби не холодно!»
Я и сейчас улыбаюсь, глядя на этот снимок, сделанный в трескучий мороз, где наши «модели» улыбаются, будто принимают горячую ванну…
Цитируется по сборнику: Виктор Савельев. Вынести мертвеца из комнаты. Ретро-истории о врачах и здоровой жизни, рассказанные репортером отнюдь не в медицинских целях. Издательские решения, 2019.
Ссылка на сборник: https://ridero.ru/books/vynesti_mertveca_iz_komnaty