Найти тему
Кнедлик

В защиту шоколадного батончика, убранного с Марсова поля

Сердечной болью отозвалась во мне вчерашняя новость о задержании художника Ивана Волкова. И какая всё же интересная формулировка: «надругательство над местами захоронений».

Для людей, отличающих перформанс от инсталляции, а инсталляцию от акционизма, существует отдельный котёл в известном тёплом месте, это понятно. Но давайте попробуем взглянуть с другой стороны на то, что произошло на Марсовом поле.

Это не «обидеть художника может каждый». Это уже обида, адресованная культуре как таковой. Удобная позиция состоит в том, что культура — это такой музей древностей или архив, который можно убрать на верхнюю полку, закрыть дверцу, а доставать разрешается исключительно в праздничные дни (или в лучшем случае раз в год). Всё остальное, разумеется, культурой не является.

Коллаж создан с использованием изображений из сервиса Unsplash и фотографии из открытого доступа.
Коллаж создан с использованием изображений из сервиса Unsplash и фотографии из открытого доступа.

Город — это арт-пространство абсурда, где может произойти всё что угодно. Буквально всё. Любой образованный человек знает и про стрит-арт, который является визитной карточкой многих крупных городов мира, и про галереи современного искусства. Но это же всё для молодых, правильно?

Санкт-Петербург превратился за считанные годы (даже не десятилетия) в узколобого старика, ему сочувствуешь. Несчастный дед, оставленный родственниками. Что ему делать в одиночестве? Только перестать убираться и начать складировать мусор.

Мне бесконечно жаль того «шоколатье», который безвозмездно подарил Питеру шоколадный батончик. Он не попросил ничего взамен, он просто выдал эту сладость, как выдают наградной кортик, как выдают грамоту лучшему ученику.

Жизнь сейчас горькая, лишённая нежности сладкого вкуса. В идеальной России, о которой многие привыкли фантазировать, каждому художнику воздастся за его труд. Придёт время, когда все мы встретимся на выставке Ивана Волкова где-нибудь в Русском музее.

Петербургу не повезло с начальниками, они не заслужили этот великий город. Всё, до чего они касаются, превращается в шоколад. Когда-нибудь мы найдём их посыпающих голову кондитерской стружкой, но город не забудет им закрашенных граффити с портретами, осыпающуюся с исторических зданий штукатурку, и это возбуждённое против свободного художника дело.

Другие материалы по теме: