-Савва, Савва, ну куда ты запропастился, пакостник, ты эдакий?! Вот, матери позвоню, все ей расскажу. А то и крапивы нарву, быстро узнаешь, как вовремя домой не приходить!
Это бабушка, она еще покричит с минутку, плюнет, возьмет большое ведро и пойдет за водой, по пути остановится раз 20, побеседовать с соседками и пожаловаться на сына своей непутевой дочери. Но это она так больше для порядка. Савву она очень любит. Он каждое лето приезжает к ней. Сначала они приезжали всей семьей. Как бабушка говорила с этим охламоном. Это она так называла папу Саввы. А потом только они с мамой. А бабушка ругала охламона еще больше. А теперь, когда Савва подрос мама только привозит его и через пару дней уже едет обратно, ей надо работать ведь, “этот охламон совсем бессовестный собственному сыну и копеечки не передаст”. Савва не очень понимал значение некоторых выражений, которые употребляла бабушка. Но то, что они с мамой остались одни, понял хорошо. Он даже не плакал, когда мама уезжала обратно в город, оставляя его на лето с бабулей. Он понимал, что маме надо работать, а его задача слушаться бабушку и не шалить. Но вот “не шалить” у него получалось плоховато. Ведь ему всего лишь 6 лет, а мире столько всего интересного и неизведанного, особенно в деревне. В городе, что одна скукота, везде асфальт, по газонам ходить нельзя, собак чужих трогать нельзя, птиц почти не слышно, да и по улицам без присмотра не походишь особо. А здесь раздолье. Каждый день, как новая глава из книжки про приключения. Ему такую мама на ночь читает. Он и сам немного умеет, но еще не так хорошо, как мама или бабушка.
Сначала его не очень хотели принимать в компанию местные мальчишки, презрительно усмехались и называли “городским” или “внучком”, но он заслужил их уважение, когда после одной из проказ не сдал ни одного из них, хотя все видел. Он молчал, как настоящий герой, попавший в плен к злодеям. После этого самый задиристый мальчишка Димка сказал всей компании, что в обиду он его не даст и с этого момента, он стал частью разношерстной мальчишеской компании. Савва очень этим гордился. Вот только бабушке это почему-то не очень нравилось. Она нередко причитала то над его разбитой коленкой, то над нечаянно порванной футболкой. В такие дни Савва предпочитал не попадаться ей на глаза. Так и сейчас он сидел в душистых зарослях кустов черной смородины и малины. Ягода уже почти поспела и лучшего места для того, чтобы пережить гнев бабули и придумать было невозможно. Сейчас она сходит за водой, потом отправится за его вечным врагом задирой-козой Машкой, и к тому времени уже и забудет за что хотела отругать внука. А у него сегодня важная цель. Завтра с самого раннего утра они идут с мальчишками на рыбалку. Бабушка ни за что не отпустит. Поэтому надо все приготовить с вечера и спрятать, а самое главное рано утром проснуться и незаметно улизнуть из дома.
Еще с вечера Савва попросился лечь на веранде, дни стояли удушающе жаркие, поэтому бабушка не заподозрила никакого подвоха в просьбе и приготовила ему кровать там. Ему казалось, что он никогда не уснет, все боялся пропустить время, ворочался с боку на бок, да и как-то незаметно для себя уснул.
Когда на улице было еще совсем темно в окошко тихонько постучали, а потом замяукали кошкой. Это был их условный знак, если бабушка, что-то и услышит, то подумает, на кота Тимошку, большого любителя ночных прогулок. Савва быстро оделся, взял еще с вечера припасенный узелок с бутербродами и постарался как можно тише вылезти в окно. Это у него почти получилось. Мальчишки немного помогли ему, иначе бы точно свалился как мешок с картошкой, но ничего он обязательно станет ловким, как Санька из их компании. Несколько темных силуэтов осторожно вышли со двора.
Вот наконец они почти выбрались из деревни и теперь можно идти открыто. Заря только, только начала алеть, а трава была влажной от росы. Постепенно начали просыпаться первые птицы, воздух был прохладен и наполнен той замечательной утренней свежестью, которая предшествует хорошему летнему дню. Наконец они добрались до небольшой речушки, протекавшей рядом с их деревней. Здесь, в густых кустах, еще с вечера были припрятаны самодельные удочки и наживка.
Димка деловито достал снасти осмотрел их и стал учить Савву насаживать червяка на крючок. Сначала Савва немного боялся извивающихся червей, но страха своего не показывал, иначе потом никогда не позовут с собой снова. И вскоре уже овладел этим полезным навыком. Потом Димка помог ему закинуть удочку в речку и сказал неотрывно смотреть за поплавком, и, если поплавок начнет дергаться, значит рыба клюнула и надо непременно тащить ее на берег.
Наконец все закинули удочки и приготовились ждать. Чтобы ждать было не так скучно на небольшое полотенце были выложены все съестные припасы, которые удалось добыть мальчишкам дома. Потихоньку поедая их, они делились самыми интересными на свете историями, о том каких рыб им удалось поймать прошлым летом, или сколько белых грибов они собрали за один раз, когда ходили в лес с родителями, или как Санькин брат, когда был в хорошем настроении, прокатил их на своем новеньком мотоцикле, только взял честное слово, что мамке не скажут. Савва сидел и слушал все эти удивительные приключения и жалел, что в прошлом году он был еще совсем маленьким, чтобы принимать в них участие. Но все равно на сердце было легко и радостно, ведь сейчас и он находился в своем приключении. Он уже даже начал было задремывать под негромкий разговор своих товарищей, да вдруг его поплавок, замельтешил как бешеный, а удочка чуть было не вырвалась из рук. Мальчишки тут же бросились ему на помощь и общими усилиями вытащили на берег его первую в жизни рыбешку. Савва чувствовал себя как на дне рождение или как на городской елке. Это был миг чистого ничем не омраченного счастья. Потом, конечно клевало и у других, даже он вытащил еще две небольших рыбешки. Весь свой улов он отдал своему кумиру Димке, ведь это именно он взял его с ними и научил рыбачить. На улице становилось все светлей. Птицы запели все громче, вот вдалеке уже слышались бряцанье ведер, пора возвращаться, а не то влетит, за такое его могут вообще закрыть дома на веки вечные.
Он тихонько пробрался на веранду через чуть приоткрытое окно, быстро разделся и юркнул в приятную мягкость кровати. Что это было за утро! Лежа, он снова и снова переживал каждый миг, да и не заметил, как снова задремал. Проснулся он уже от того, что его будила бабушка. Савва радостно вскочил, как же ей хотелось все рассказать, но нельзя, теперь у него появилась одна самая настоящая тайна.
Почти на самом исходе июля они с мальчишками задумали построить штаб на дереве. Место было выбрано великолепное, недалеко от речки росли несколько крепких сосен. Именно туда сносили мальчишки все, что удалось добыть для устройства штаба. Они трудились над ним уже несколько дней и было видно, что все получается прямо как в книжках. Осталось только закрепить флаг на самой верхушке. Это и поручили Савве, как самому легкому. У него почти получилось, но вдруг нога предательски соскользнула со ступеньки-дощечки, и он кубарем полетел на землю. Он ударился так, что на секунду в глазах потемнело, потом попытался встать, но у него не получилось. Обеспокоенные мальчишки обступили его со всех сторон. Санька предложил сделать носилки-волокуши из сосновых веток, он где -то такие видел, и попытаться притащить Савву к бабушке. Савву как настоящего раненого героя потащили домой. Где -то на полпути их увидела бабушка Саввы, шедшая как раз за водой. Она уронила еще пустое ведро и подбежала к ним. Схватила на руки Савву и поспешила домой. Мальчишки неслышно последовали за ней, прихватив брошенное ведро.
Савва то куда-то проваливался, то приходил в себя. Он слышал, как всхлипывала бабушка, чувствовал, как что - то холодное касается его лба, потом почему-то мамин голос, а затем уже совсем невозможное голос папы. Потом наконец наступила темнота. Когда он наконец очнулся, то увидел маму, спавшую на кресле у его кровати. Он только немного пошевелился, а она уже проснулась и встревоженно на него смотрела. Оказалось, что он очень сильно ударился головой, прибегала местная фельдшер, позже из соседнего села приезжал пожилой доктор. Все обошлось, но от лекарств он спал почти сутки, за это время приехала мама, а про папу он боялся спросить. Но тут он сам зашел к нему в комнату.
Савве был прописан постельный режим. Бабушка грозилась то выдрать его крапивой, то силилась накормить блинами с его любимым клубничным вареньем. Мама не отставала от бабушки. Мальчишки терпеливо дожидались под окнами, когда взрослые уймутся и пересказывали ему все интересные вещи, которые происходили с ними за это время. Рассказали, как он геройски упал и как Санька придумал его тащить к бабушке, правда со штабом на дереве пришлось попрощаться. Но Санькин брат обещал научить их делать шалаш, что почти также здорово. Вот, как только Савку выпустят из дома, так они этим и займутся.
Прошла томительная неделя. Врач, снова приехал и сказал, что Савве уже можно гулять и как можно больше дышать свежим воздухом. Бабуля была не очень довольна таким назначением, но ничего не поделаешь пришлось ей выпустить Савву из плена кровати.
На завтра была запланирована постройка шалаша. И действительно, за ним забежали ребята, возглавляемые Санькиным старшим братом, и даже его папа засобирался с ними. Они трудились почти весь день и шалаш получился действительно большой и уютный. Папа Саввы развел небольшой костерок и откуда-то достал котелок, чай и гору бутербродов. Начался настоящий пир. А потом его сонного, папа бережно нес домой на руках. И Савва думал, что это самое лучшее лето в его жизни.