Найти тему
Журнал не о платьях

"Умирая, она подтолкнула любимого к графине Эстерхази". Имре Кальман и его Паула

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

Не­за­дол­го до встре­чи с Ве­рой композитор Им­ре Каль­ман по­хо­ро­нил свою под­ру­гу Па­у­лу Двор­жак. Па­у­ла бы­ла ему не­вен­чан­ной же­ной и бес­ко­ры­ст­ной слу­жан­кой, со­вет­чи­ком во всех де­лах и щи­том от жи­тей­ских бурь. Это бы­ла по­те­ря не­из­гла­ди­мая. Все са­мое глав­ное в твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ра, все, что про­сла­ви­ло его имя, за­ду­ма­но, на­пи­са­но, осу­ще­ст­в­ле­но в по­ста­нов­ках, бы­ло сде­ла­но в пе­ри­од жиз­ни с Па­у­лой.

Они по­з­на­ко­ми­лись, ко­г­да Каль­ман при­е­хал из Бу­да­пеш­та в Ве­ну и пе­ре­жи­вал свой пер­вый ус­пех. Опе­рет­та «Осен­ние ма­нев­ры» бы­ла по­ста­в­ле­на в пре­сти­ж­ном те­а­т­ре «Ан дер Вин», и мо­ло­дой ком­по­зи­тор ус­пел ус­лы­шать уже и гром ова­ций, и рас­ка­ты злоб­ст­ву­ю­щей кри­ти­ки. Не­за­ви­си­мая, эле­гант­ная, как и по­до­ба­ет ак­т­ри­се, Па­у­ла са­ма по­до­шла в ка­фе к но­ви­ч­ку, ко­то­ро­го уг­ля­де­ла сре­ди на­ску­чив­шей ей вен­ской те­а­т­раль­ной бо­ге­мы.

«Па­у­ла», -- пред­ста­ви­лась она, в об­щем-то ни­че­го не ожи­дая от этой встре­чи, но на­до же бы­ло чем-то се­бя за­нять. «Каль­ман», -- с бе­з­у­пре­ч­ной веж­ли­во­стью пред­ста­вил­ся тот в свою оче­редь. Па­у­ла рас­сме­я­лась, оце­нив шут­ку. У всей Ве­ны это имя бы­ло сей­час на слу­ху, в вос­тор­жен­ных пе­ре­су­дах оно ус­пе­ло об­за­ве­с­тись ро­ман­ти­че­с­кой внеш­но­стью: вы­со­кий им­по­зант­ный блон­дин, во­ло­сы до плеч – бы­ло от че­го схо­дить с ума жен­щи­нам. Но ес­ли этот гос­по­дин впол­не бур­жу­аз­но­го ви­да, чер­но­во­ло­сый, с ак­ку­рат­но под­стри­жен­ны­ми уса­ми ре­шил по­за­ба­вить­ся, от­че­го бы не по­ды­грать. И она ос­ве­до­ми­лась: «Эм­ме­рих?» -- под этим име­нем зна­ли Каль­ма­на в Ве­не. «Эм­ме­рих» -- под­твер­дил он, не по­ни­мая при­чин ее ве­се­лья. «На­вер­ное, при­ят­но быть те­з­кой, да еще и од­но­фа­миль­цем зна­ме­ни­то­сти?» -- лу­ка­во пред­по­ло­жи­ла Па­у­ла. «Не знаю» -- уди­вил­ся Каль­ман.

Те­перь уже ка­ж­дый из них счи­тал, что его ра­зыг­ры­ва­ют.

Не­до­ра­зу­ме­ние раз­ре­ши­лось про­с­то. Об­ме­няв­шись еще па­рой фраз, Па­у­ла за­ску­ча­ла от стран­ной иг­ры и на­пря­мую спро­си­ла со­бе­сед­ни­ка, за­чем он лжет. То­г­да Каль­ман под­сел к пи­а­ни­но и вир­ту­оз­но сы­г­рал им­про­ви­за­цию на те­мы сво­ей опе­рет­ты. Из ка­фе они уш­ли вме­сте и не раз­лу­ча­лись два­д­цать лет.

Уж что-что, но не из­ве­ст­ность Каль­ма­на и не его бо­гат­ст­во вскру­жи­ли Па­у­ле го­ло­ву. По-на­сто­я­ще­му еще не бы­ло ни то­го, ни дру­го­го. Очень ско­ро вы­яс­ни­лось, что пер­вый ус­пех не­дол­го­ве­чен. Сле­ду­ю­щая опе­рет­та, на­ско­ро сра­бо­тан­ная – Каль­ман то­ро­пил­ся за­кре­пить уда­чу – ста­ла не то что­бы про­ва­лом, но во вся­ком слу­чае по­пыт­кой не луч­ше­го свой­ст­ва. И он впал в па­ни­ку. С са­мо­го дет­ст­ва, с то­го дня, как его отец не­ожи­дан­но ра­зо­рил­ся, так и ос­та­лось в нем на всю жизнь ве­ч­ное тра­ги­че­с­кое пред­чув­ст­вие по­л­но­го кра­ха. И ес­ли бы не Па­у­ла, ве­ря­щая в его зве­з­ду, кто зна­ет, не ос­та­вил ли бы он на­сов­сем то де­ло, что при­не­с­ло ему впо­с­лед­ст­вии все­мир­ную сла­ву.

У Па­у­лы то­же бы­ли кое-ка­кие сбе­ре­же­ния. Они сня­ли скром­ную квар­тир­ку на ули­це, буд­то эхом по­в­то­ряв­шей ее имя – Па­у­ла­нер­гас­се. И она ус­т­ро­и­ла быт так, что­бы все во­к­руг ды­ша­ло ис­тин­ным ис­кус­ст­вом и что­бы ни­ч­то не ме­ша­ло ему со­з­да­вать свои чуд­ные ме­ло­дии. А его уди­в­ля­ло, что Па­у­ла, че­ло­век с утон­чен­ным вку­сом, ви­дит в этих ме­ло­ди­ях его при­зва­ние и еще до по­я­в­ле­ния луч­ших его опе­ретт пред­ре­ка­ет: быть ему, Им­ре Каль­ма­ну, не­ко­ро­но­ван­ным им­пе­ра­то­ром. Что впо­с­лед­ст­вии и про­изош­ло.

Сам-то он еще не так дав­но счи­тал за­зор­ным для ува­жа­ю­ще­го се­бя ком­по­зи­то­ра пи­сать лег­кую му­зы­ку. Каль­ман был вос­пи­тан на сим­фо­ни­че­с­кой клас­си­ке и на­чал свою твор­че­с­кую жизнь на­пи­са­ни­ем сим­фо­ний. Да­же пре­мию по­лу­чил. Но из­да­те­ля для сво­их со­чи­не­ний най­ти не мог. И од­на­ж­ды, раз­до­са­до­ван­ный оче­ред­ной не­уда­чей в по­пыт­ке из­дать опус, ко­то­рым так гор­дил­ся, он горь­ко по­шу­тил в ком­па­нии сво­их бу­да­пешт­ских дру­зей:

«Ес­ли и даль­ше так пой­дет, я сде­лаю что-ни­будь ужа­с­ное!». «Убь­ешь из­да­те­ля или са­мо­го се­бя?» -- по­сы­па­лись пред­по­ло­же­ния. «Мно­го ху­же, -- зло­ве­ще по­обе­щал то­г­да Им­ре, -- я со­чи­ню опе­рет­ту».

Он и пред­ста­вить се­бе не мог, ка­кой сплав бес­ша­баш­ной уда­ли и тра­ги­че­с­ко­го вспле­ска, без­у­дер­ж­но­го ве­се­лья и той тон­чай­шей ли­ри­че­с­кой но­ты, что серд­це бе­ре­дит, та­ит­ся в его ду­ше до по­ры до вре­ме­ни! Та­ин­ст­вен­ным об­ра­зом пе­ре­пла­ви­лись пе­ре­ли­вы цы­ган­ских скри­пок, без ко­то­рых не пред­ста­вить его род­ную Вен­г­рию, в став­шие сра­зу же зна­ме­ни­ты­ми арии Па­ла Ра­ча из «Цы­га­на-пре­мье­ра», ко­ро­ле­вы чар­да­ша Силь­вы, лю­би­те­ля «кра­со­ток ка­ба­ре» Бо­ни, ми­с­те­ра Ик­са из «Прин­цес­сы цир­ка», вздор­ной Ма­ри­цы и да­же прин­ца Рад­жа­ми из «Ба­я­де­ры», хо­тя ни сном ни ду­хом этот по­с­лед­ний не при­на­д­ле­жал к тем ге­ро­ям, что яв­ля­ли со­бой на­род­ный дух вен­гер­ско-цы­ган­ских про­с­то­ров.

Ве­на, сто­ли­ца «вен­ской опе­рет­ты», ис­кро­мет­но­го вен­ско­го валь­са Ио­ган­на Штра­у­са, при­ня­ла, во­пре­ки ожи­да­ни­ям Каль­ма­на, этот бу­до­ра­жа­щий пря­ный бу­кет но­вой ме­ло­ди­ки и на­зва­ла этот пе­ри­од «не­овен­ским».

В од­ном Па­у­ла бы­ла не­по­ко­ле­би­ма. На пред­ло­же­ние Им­ре офор­мить брак она от­ве­ча­ла твер­дым «нет». Она зна­ла: к ней под­кра­ды­ва­ет­ся не­из­ле­чи­мая бо­лезнь, ча­хот­ка. По­э­то­му она не мог­ла се­бе по­з­во­лить иметь де­тей, а без де­тей се­мья – не се­мья. И ее са­мо­от­ре­чен­ность дош­ла до то­го, на что ре­шит­ся ред­кая жен­щи­на. Мно­го поз­же, ос­ла­бев­шая так, что пе­ре­дви­гать­ся мог­ла лишь в ин­ва­лид­ном кре­с­ле, Па­у­ла рас­чет­ли­во вы­бра­ла сре­ди мно­го­чи­с­лен­ных зна­ко­мых жен­щин сво­его Им­ре кра­са­ви­цу Аг­неш Эс­тер­ха­зи, бо­га­тую, знат­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, и с по­мо­щью ма­лень­ких жен­ских уло­вок под­толк­ну­ла их друг к дру­гу.

Агнеш Эстерхази. Источник фото: elka-kv.livejournal.com
Агнеш Эстерхази. Источник фото: elka-kv.livejournal.com

Она на­де­я­лась, что эта связь по­с­ле ее – те­перь уже ско­ро­го – ухо­да за­вер­шит­ся сча­ст­ли­вой же­нить­бой.

Фото: siofok.com
Фото: siofok.com

Продолжение завтра, подпишись на наш канал!

Ли­на Дорн (с) "Лилит" * Фото вверху: kto72.ru