В начале 17-го века столица Кубы Гавана, была перевалочным пунктом, местом куда стекались несметные богатства со всех обширных колоний Испании в Америках. В Гаване они скапливались, потом приходила флотилия галеонов ценности грузились на них и они флотилией отплывали в через океан в Испанию. Дело в том, что большому количеству кораблей было проще отбиться в случае нападения, одиночные же становились легкой добычей для корсаров.
4-го сентября 1622 года такой флот из 28 кораблей вышел из Гаваны. В его составе был и 20-и пушечный галеон водоизмещение 550 тонн - "Нуэстра сеньора де Аточе", с командой из 260 человек. Корабли были тяжело нагружены золотом, серебром и драгоценными камнями. Но на следующий день 5-го сентября разразился сильнейший шторм и переполненные галеоны, неповоротливые из-за наполненных сокровищами трюмов, снесло на рифы возле побережья Флориды. Восемь из них утонули, в том числе и несчастная "Нуэстра сеньора де Аточе". Спастись смогли только 5 человек из всего экипажа. На всех восьми кораблях затонуло ценностей более чем на 2 миллиона песо. В то время Испания изнывала от нехватки средств, так как уже много лет вела изнурительную войну с Голландией. Поэтому, узнав о случившемся, король был в ярости и потребовал достать ценности со дна моря.
Поначалу это не казалось невыполнимой задачей, так как галеон затонул на глубине всего лишь около 16 метров и из воды даже торчали его мачты. Однако, уже в октябре когда были предприняты первые попытки подъема сокровищ капитаном Гаспаром де Варгасом при помощи индейских ныряльщиков за жемчугом, осенние шторма разнесли оставшиеся обломки и место крушения было потеряно. Была обнаружена лишь "Санта-Маргарита" один из других семи затонувших кораблей флотилии. Под водой возможности ныряльщиков были ограничены непродолжительным временем которое они могли там проводить, поэтому все что удалось найти с Аточи были лишь несколько кусков обшивки.
В 1625 году была предпринята новая попытка подъема сокровищ капитаном Франсиско Мелианом, который изобрел специальный колокол для погружения. И при помощи него за 4 года со дна было поднято 380 слитков и 67000 серебряных монет с "Санта-Маргариты". Однако никаких следов" Нуэстра сеньора де Аточе" больше обнаружено не было. Попытки поисков еще предпринимались до 1641 года, но постепенно вся эта история забылась и память о ней оставалась только на пыльных полках испанских архивов.
В 1950 году молодой инженер-строитель Мэл Фишер недавно вернувшийся после войны из Европы перебрался в Калифорнию. Работая на ферме родителей, которые занимались разведением кур и гусей, он параллельно открыл магазин дайверской экипировки, благо до океана было подать рукой. Через 3 года он женился на красотке живущей по соседству, которую звали Долорес. И постепенно дайвинг стал их главным увлечением, а магазин с экипировкой основным источником дохода. Даже родители Мела забросили своих кур и стали помогать в этом бизнесе. Отец чинил оборудование и заправлял баллоны, а мать следила чтобы все работало как нужно.
Как пионеры дайвинга, Фишеры старались популяризовать этот вид отдыха. Например Долорес провела под водой 55 часов, чтобы доказать, что подводное плавание это не только спорт для брутальных мачо, но и подходящее занятие для хрупких девушек. Они ныряли, устраивали дайверские экспедиции, растили своих детей в духе любви к морю и приключениям.
Все это продолжалось пока Фишеры не встретили в 1964 году во Флориде местного охотника за сокровищами Кипа Вагнера. В начале 60-х Вагнер гуляя по пляжу нашел несколько серебряных монет вынесенных на берег, что сподвигло его основать свою компанию по поиску сокровищ с затонувших кораблей испанского золотого флота.
Общение с ним, настолько заразило Мела и Долорес идеей о поиске сокровищ, что они решили что вот оно дело всей их жизни. Они немедленно переехали во Флориду и с головой окунулись в охоту за испанскими богатствами. Мел перетащил с собой из Калифорнии команду единомышленников состоявшую из дайверов и инженеров, которые также как и он были одержимы идеей поиска затонувших галеонов.
Первая удача не заставила себя ждать, и на площадке для исследований, которая называлась "Калоред бич" Мэл со своей командой нашли под слоем ила участок дна сплошь усеянный золотыми монетами, тысячами золотых монет. Обалдевшие от грандиозной находки и заплатив 25 процентов от суммы находки государству они ринулись на поиски новых сокровищ, а для того чтобы не терять времени на поездки от дома до мест погружений и поисков они приобрели судно чтобы жить на нем всей семьей.
Но поиски сокровищ дело достаточно дорогое, а между находками бывает проходит много времени, поэтому Фишеру постоянно нужны были деньги на продолжение своих экспедиций. И для того чтобы их привлечь они приглашали богатых людей погрузиться вместе с ними. Заранее на дне закапывалось несколько монет, которые потенциальный инвестор затем находил во время погружения. Естественно, что после такой находки всплывал он уже не потенциальным, а так сказать действующим инвестором.
В 1968 Фишер впервые узнал о трагедии разыгравшейся 5 сентября 1622 года и о богатствах ушедших на дно вместе с "Нуэстра сеньорой де Аточе". Во всех доступных ему источниках говорилось, что она затонула возле острова Матекумбе, Но со временем географические названия поменялись, и оказалось что в те времена Матекумбе назывался остров Исла-морада. Для того чтобы получить более подробные данные о местоположении шерстить архивы в Испании был отправлен молодой историк Юджин Лайон, который и выяснил, что в Матекумбе испанцы организовали лагерь для поисков затонувших кораблей, а сама же Сеньора затонула 40 милями западнее от этого места возле острова Кайос дель Маркеса.
В 1971 году они искали вокруг Кайос дель Маркеса. Там был найден якорь и золотая цепь длиной почти 3 метра. Ну а за следующие 4 года множество других находок разной ценности, в том числе и серебряный слиток с Сеньоры. Все эти находки говорили о том, что добыча совсем рядом, только в руки она даваться никак не хотела, маня золотым блеском через толщу воды.
Для раскопок в песке под водой охотники за сокровищами использовали специальный аппарат придуманный Мелом, который позволял очень быстро размывать большие объемы песка. Эта штука позволяла промыть яму глубиной 10 метров всего за полчаса. Кроме этого, в своей работе поисковики использовали самое современное на тот момент оборудование, например эхолоты, атомный анализатор состава воды, и металлоискатели. Все это было нужно для того, чтобы понимать где находятся большие объемы металла в воде
13 июля 1975 года Старший сын Мела Дирк нашел 5 бронзовых пушек с сеньоры де Аточе. Вся команда была уверена, что еще совсем чуть-чуть и поиски завершаться, но вместо этого случилась трагедия. Неделей позже лодка "Норсвинд" перевернулась, а Дик и его жена Энджел, которые находились на ней и погибли. Был ли это внезапный шторм или происки конкурентов - так и осталось загадкой. Они оказались заперты внутри, не смогли выбраться и утонули. Тем не менее, несмотря на огромную потерю и переживания, Мел не сдался и продолжил поиски, в том числе и в память о Дирке.
В течении следующих 10 лет было сделано множество удивительных открытий в том числе была найдена большая часть корпуса, "Санта-Маргариты" корабля затонувшего вместе с Аточей. Но главная цель по прежнему оставалась недостижимой.
Так продолжалось до тех пор, пока в конце мая 1985 команда Мела не обнаружила 13 золотых слитков, гору монет и драгоценностей. На тот момент еще никто не знал с какого они корабля. Но 20 июля, спустя ровно 10 лет со дня гибели Дирка, при очередном погружении водолазы обнаружили кучу камней, которая выглядела как обычная скала под водой камней, но магнитометр показал, что она целиком состоит из серебра. Там было больше тысячи серебряных слитков, а дно вокруг было как ковром покрыто рассыпанными монетами. Две недели спустя, неподалеку они нашли еще множество слитков золота и более 3000 колумбийских изумрудов.
Всего, по разным подсчетам, было поднято драгоценностей на сумму до 400 миллионов долларов, и это не считая музейных ценностей, таких как оружие, навигационные приборы и утварь.
20% от этого было отдано государству, еще 20 инвесторам, остальное досталось Мэлу и его команде. Но главное, что он добился того к чему стремился столько лет и на что потратил столько сил и средств. Тайна затонувшего галеона была раскрыта.
Благодаря поискам "Нуэстра сеньора де Аточе", Мел и его семья стали настоящей легендой среди искателей затонувших сокровищ. А ее обнаружение сделало их очень богатыми людьми у которых появилась возможность самостоятельно финансировать свои новые экспедиции.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного!