Найти в Дзене

информац

1. Информационные технологии: понятие и виды. Информационная технология— процесс, использующий совокупность средств методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта. К основным видам информационных технологий относятся следующие. 1. Глобальная ИТ включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества. 2. Базовая ИТ предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение). 3. Конкретные ИТ реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (задачи учета, планирования, анализа). 2. Информационные системы: понятие и виды. Информационная система - это система, осуществляющая: получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/отношений); выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей
Оглавление

1. Информационные технологии: понятие и виды.

Информационная технология— процесс, использующий совокупность средств методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.

К основным видам информационных технологий относятся следующие.

1. Глобальная ИТ включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

2. Базовая ИТ предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение).

3. Конкретные ИТ реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (задачи учета, планирования, анализа).

2. Информационные системы: понятие и виды.

Информационная система - это система, осуществляющая: получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/отношений); выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).

Простой информационной системой назовем систему, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимонепротиворечивым множеством аксиом.

Сложной информационной системой назовем систему, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимопротиворечивые правила и цели.

3. Этапы развития информационных технологий

1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручные" технологии: перо, чернильница, книга, элементарные ручные средства счета. Коммуникации осуществлялись путём доставки конной почтой писем, пакетов, депеш, в европейских странах применялся механический телеграф. Основная цель технологий - представление и передача информации в нужной форме.

2-й этап (конец XIX в. - 40-е гг. ХХ в.) - "механические" технологии: пишущая машинка, арифмометр, телеграф, телефон, диктофон, оснащённая более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологий -

представление информации в нужной форме более удобными средствами, сокращение затрат на исправление потерь и искажений.

3-й этап (40-е - 60-е гг. XX в.) - "электрические" технологии: первые ламповые ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, телетайпы (телексы), ксероксы, портативные диктофоны. Организация доставки информации в заданное время. Акцент в ИТ начинает перемещаться с формы представления информации на формирование её содержания.

4-й этап (70-е гг. - середина 80-х гг.) - "электронные" технологии, основной инструментарий - большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащённые широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологий смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерные" ("новые") технологии, персональный компьютер с широким спектром стандартных и заказных программных продуктов широкого назначения. Создание систем поддержки принятия решений на различных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети.

6-й этап (с середины 90-х гг.) - "Internet/Intranet" ("новейшие") технологии. Широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса распределенные системы, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети. Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привели к созданию технологии Data Mining.

4. Понятие информации. Виды информации.

Информация — любая совокупность сигналов, сведений (данных), которые какая-либо система воспринимает из окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду (исходящая информация) или сохраняется внутри определенной системы (внутренняя информация).

Виды информации

Визуальная — воспринимается органами зрения.

Аудиальная — воспринимается органами слуха.

Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.

Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами.

Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами.

5. Информация и данные. Качества и свойства информации. Критерии значимости информации.

6. Особенности управленческой информации.

Управленческая информация – это перечень фактов, возможных быть полезными при формировании и осуществлении управленческих решений.

7. Понятие информационной культуры. Разновидности информационной культуры в компаниях.

Информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении

8. Электронное правительство и единое информационное пространство.

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования,

информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

· информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

· организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

· средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

9. Электронные библиотечные системы и базы научных публикаций

Электронно-библиотечные системы:

1. Электронно-библиотечная система "Лань"

2. Образовательная платформа "ЮРАЙТ"

3. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека ONLINE"

4. Электронно-библиотечная система "IPRbooks"

5. Электронно-библиотечная система Znanium.com

6. Электронно-библиотечная система Консорциума аэрокосмических вузов России (КАКВР)

7. Электронно-библиотечная система РУКОНТ

Базы данных

1. eLIBRARY

2. Scopus

3. КиберЛенинка

4. Библиотека РФФИ

5. Академия Google

6. PsyJournals

7. PsyArxiv

8. OSF

9. CORE

10. Справочно-поисковые системы.

Ask – общественная поисковая система, позволяющая находить интернет-сайты, изображения, видео и новости. Также можно задавать вопросы, получая на них мгновенные ответы

eHow – является одним из самых старых интернет-сайтов по вопросам и ответам, который дает возможность находить информацию на любую тематику – от декоративных элементов дома — до разновидностей блюд, от финансовой системы — до юрисдикции.

Answers – система вопросов-ответов и сообщество, позволяющее людям задавать конкретные вопросы и заниматься поиском ответов.

Wolfram Alpha – вычислительная справочно-поисковая система по поиску ответов на фактические вопросы, которая находит необходимые изображения, выполняет расчеты и множество других функций.

ChaCha – поисковая система, функционирующая за счет активности пользователей. Она предоставляет развернутые ответы на любой поставленный вопрос в режиме реального времени через интернет-сайт. Также с ее помощью можно делиться изображениями и задавать вопросы в режиме онлайн.

Quora – сайт вопросов-ответов, который помогает найти нужный совет либо получить поучительный урок от людей, у которых есть ценный жизненный опыт.

TheQuestion – сравнительно молодой российский сервис вопросов и ответов. Сообщество людей, часть из которых ищет информацию, а часть имеет проф. знания и опыт, чтобы корректно отвечать на вопросы.

Ответы@Mail.ru – российский сайт вопросов и ответов с системой баллов и рейтингов для участников.

11. Возможности современных текстовых редакторов, в т.ч. облачных

1. Google Документы

· Голосовой ввод

· Добавление закладок

· Режим советов при совместной работе

· Автоматическое сохранение текста и истории правок

· Синхронизация.

· Функция поиска в Google позволит вам посмотреть значение слова, не открывая для этого новое окно в браузере.

· Работа офлайн. Нужно просто установить расширение для Chrome или мобильное приложение.

2. Microsoft Word

· Поиск орфографических ошибок

· Онлайн‑справочник

· Сохранение файла в необходимом расширении

· Встроенный многооконный режим

· Удобные механизмы работы со ссылками и сносками

· Вставка и создание рисунков в файле

· Шаблоны (можно создавать не только документы стандартного формата, но и конверты, письма, брошюры и открытки)

· Синхронизация через облако OneDrive (работать с текстами можно на любом устройстве)

LibreOffice Writer

· Много разных стилей форматирования.

· Вёрстка информационных бюллетеней, листовок и так далее.

· Функция автозавершения, которая предлагает варианты для быстрого ввода слов или фраз, и автоматическое создание оглавления.

· Портативная версия. Её можно использовать, не устанавливая программу на компьютер.

12. Графическое представление данных, инфографика. Программы для подготовки презентаций

· Canva

· Piktochart

· Easel.ly

· Visme

· Venngage

· Инфограмма

· Genial.ly

· Adobe Spark

· Creately

· BeFunky

· Кусачий

· Lucidpress

13. Программное обеспечение для статистической обработки больших массивов информации.

Knime

OpenRefine

R-Programming

Orange

RapidMiner

Pentaho

Talend

Weka

NodeXL

Gephi

Datawrapper

Solver

Qlik

Тableau Public

Google Fusion Tables

Infogram

14. Программные продукты для задач управления персоналом. HR-аналитика как информационная технология

15. Программные продукты для создания интеллект-карт

Coggle, Xmind, Freemind, MindNode. MindMeister. Coggle является бесплатным онлайн приложением, поддерживающим совместную работу над проектами. В этой программе вы можете разрабатывать удобные красивые ментальные карты. Интерфейс программы прост, но в тоже время имеет множество функций, которые делают процесс создания интеллект карты невероятно простым. XMind является популярной кросс-платформенной программой для составления ментальных карт, работает на платформах Windows / Mac / Linux. У программы есть несколько версий: бесплатная с урезанными возможностями и платная с расширенным функционалом. Одним из основным преимуществ

программы является ее поддержка и совместимость с пакетом Microsoft Office. И приятным дополнением является возможность программы работать с диаграммами Ганта Программа Freemind является открытым бесплатным приложением, которое работает на любой платформе, поддерживающей Java. В целом программа имеет весь необходимый набор функций для создания качественных mind maps. Единственный минус программы — несовременный дизайн интеллект карт. MindNode — платное приложения для создания интеллект карт на Mac / IOS. Программа имеет современный минималистичный дизайн и очень проста в использовании. Она поддерживает интеграцию со всеми устройствами Apple, хорошо работает как на Ipad так и в мобильной версии. Приложение позволяет экспортировать созданные интеллект карты в форматы: JPG, PDF, TIFF, текстовые форматы, а также поддерживает экспорт mind map в формат конкурирующей программы Freemind.

18. Яндекс-директ как инструмент продвижения и анализа.

При помощи сервиса можно создавать рекламные кампании, которые будут работать на разных этапах воронки продаж. Инструменты «Директа» решают практически все основные маркетинговые задачи.

Реклама в «Яндекс.Директе» подходит практически для любого бизнеса. Причем работать с этим сервисом могут даже молодые компании, которые не готовы вкладывать в продвижение большие суммы.

Чтобы объявления в сети «Яндекса» работали эффективно, нужно разобраться в настройках, изучить целевую аудиторию и правильно поставить цель кампании.

19. Системы управления электронным документооборотом. Системы поддержки принятия решений.

Под ㅤ электронным ㅤ документооборотом ㅤ понимается ㅤ определенный ㅤ способ ㅤ организации ㅤ работы ㅤ с ㅤ документами, ㅤ в ㅤ ходе ㅤ которого ㅤ применяется ㅤ в ㅤ электронном ㅤ виде ㅤ и ㅤ хранится ㅤ централизованно ㅤ практически ㅤ вся ㅤ масса ㅤ документов. ㅤ Система ㅤ электронного ㅤ документооборота ㅤ представляет ㅤ собой ㅤ компьютерную ㅤ программу, ㅤ программное ㅤ обеспечение, ㅤ систему, ㅤ предоставляющую ㅤ возможность ㅤ организации ㅤ работы ㅤ с ㅤ электронными ㅤ документами, ㅤ их ㅤ поиск, ㅤ создание ㅤ и ㅤ изменение, ㅤ а ㅤ также ㅤ взаимодействие ㅤ между ㅤ сотрудниками ㅤ организации, ㅤ то ㅤ есть ㅤ выдачу ㅤ заданий, ㅤ передачу ㅤ документов ㅤ и ㅤ пр. Безусловным ㅤ преимуществом ㅤ электронного ㅤ документооборота ㅤ является ㅤ прозрачность ㅤ бизнес-процессов, ㅤ поскольку ㅤ электронный ㅤ документооборот ㅤ позволяет ㅤ отслеживать ㅤ этапы ㅤ выполнения ㅤ бизнес- ㅤ процессов, ㅤ придавая, ㅤ таким ㅤ образом, ㅤ функционированию ㅤ организации, ㅤ прозрачности ㅤ и ㅤ контролируемости . Также ㅤ внедрение ㅤ системы ㅤ электронного ㅤ документооборота ㅤ отличается ㅤ легкостью ㅤ для ㅤ обучения ㅤ нового ㅤ персонала ㅤ и ㅤ инновацией. Построенная ㅤ на ㅤ основе ㅤ системы ㅤ электронного ㅤ документооборота ㅤ система ㅤ оповещения ㅤ предоставляет ㅤ возможность ㅤ более ㅤ быстрого ㅤ ознакомления ㅤ всех ㅤ сотрудников ㅤ организации ㅤ с ㅤ изменениями ㅤ в ㅤ правилах ㅤ работы. ㅤ Также ㅤ за ㅤ счет ㅤ возможности ㅤ быстрого ㅤ поиска ㅤ необходимой ㅤ для ㅤ работы ㅤ информации ㅤ инструкций ㅤ и ㅤ положений ㅤ можно ㅤ значительным ㅤ образом ㅤ сократить ㅤ сроки ㅤ обучения ㅤ новых ㅤ сотрудников. Под современными системами принятия решений понимают специальное ПО, позволяющее менеджерам среднего и высшего звена принимать взвешенные обоснованные решения. Такая программа функционирует, как база данных с функциями их накопления, анализа, формирования удобных для работы отчетов. Она позволяет определиться с выбором даже в быстро меняющейся обстановке и при высоком проценте неопределенности.

В мировой практике такие информационно-программные продукты получили название DSS-систем (Decision Support Systems). Они широко используются для организации эффективного управления бизнесом и облегчают работу менеджеров по сбору и анализу информации, выявлению проблем и принятию верных решений.

20. Понятие информационной безопасности организации и методы ее обеспечения

Информационная безопасность — практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Это

универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная или, например, физическая). Основная задача информационной безопасности — сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных[1], с учётом целесообразности применения и без какого-либо ущерба производительности организации[2].

Известные на сегодня общие методы обеспечения информационной безопасности состоят из организационно-технических, экономических и правовых.

Организационно-технические методы информационной безопасности (ИБ) включают:

· систему обеспечения информационной безопасности (под ней мы подразумеваем комплекс мероприятий (внутренние правила работы с данными, регламент передачи сведений, доступ к ним и т. д.) и технических средств (использование программ и приборов для сохранения конфиденциальности данных));

· разработку (создание новых), эксплуатацию и усовершенствование уже имеющихся средств защиты информации;

· перманентный контроль над действенностью принимаемых мер в области обеспечения информационной безопасности.

Последний пункт особенно важен. Без методики оценки очень трудно определить эффективность ИБ. Если эффективность падает, необходимо срочно вносить коррективы (для этого и нужна перманентность контроля).

21. Организация защиты информации в корпоративной сети

Стратегия обеспечения сетевой безопасности должна учитывать такие факторы, как повышение уровня надежности сети, эффективное управление безопасностью и защита от постоянно меняющихся угроз и новых методов атак. Меньше чем у четверти российских компаний внедрена централизованная система мониторинга ИБ (SIEM). Низкое проникновение SIEM-систем повышает значение встроенных в средства защиты механизмов мониторинга безопасности. Компаниям необходимо обеспечивать безопасный доступ для сотрудников к сетевым ресурсам в любое время. 44% крупных компаний используют удаленный доступ к информационным системам с помощью ноутбуков, планшетов и смартфонов. И для многих компаний проблема обеспечения сетевой безопасности становится все более сложной, поскольку мобильные устройства сотрудников – это потенциальные проблемы.

22. Эффективность внедрения ИТ в организации

Источники эффективности

В качестве измеримых (экономических) показателей эффективности внедрения интегрированной системы (ИС) управления часто рассматриваются:

· сокращение производственного цикла (на практике – на 35-65%);

· увеличение выручки (5-25 %);

· уменьшение оборотных средств в запасах (25-55%);

· повышение эффективности использования ресурсов (15-40%);

· повышение уровня обслуживания клиентов (25-60%);

· ускорение вывода нового товара на рынок (25-75%);

· снижение затрат (5-20%);

· снижение производственного брака (35-65%);