Найти тему
Темная сторона Луны

Jon Hassell «Seeing Through Sound» (p) 2020

26 июня в лучший из миров отправился Джон Хасселл — джазовый трубач, известный своей тягой к экспериментальному искусству. Он впитал её, обучаясь на курсе Карлхайнца Штокхаузена, где его одногруппниками были Ирмин Шмидт и Хольгер Шукай, создатели культовой группы Can. По воспоминаниям Хасселла, одним из заданий мэтра было, например, записать нотами радиопомехи, доносившиеся из приёмника.

Джон дружил и работал с Терри Райли, Ла Монте Янгом, Брайаном Ино, Дэвидом Сильвианом, Питером Гейбриэлом и многими другими. Он записывал непохожие по стилистике альбомы, постоянно заставляя свой инструмент звучать по-новому. На него очень сильно повлияла индийская и африканская культура, что, конечно, отразилось и на записях. Знакомство с исполнителем раги Пандитом Пран Натом, по словам самого музыканта, стало главным и определяющим в его жизни.

Хасселл создал концепцию «четвёртого мира», в основе которой лежит сочетание этнических стилей с экспериментальной электронной музыкой. В этом смысле его идеи сильно повлияли на многих современных артистов (тех же Khruangbin). Последняя пластинка Джона «Seeing Through Sound» своим названием кратко и ёмко описывает его творческий метод. Она стала второй частью придуманного композитором мини-цикла «Pentimento». Термин позаимствован из живописи: он применяется к элементам, закрашенным в законченной работе. Но Хассел знал, как можно их разглядеть.